Искусствоведение и литературоведение
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Искусствоведение и литературоведение
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
«Теологами у греков был Лин, у латинян Варрон, а в наше время - Иоанн Скот, автор «Десяти категорий о Боге». Натуральную физику открыл первым у греков Фалес Милетский, а у латинян о ней писал Плиний. Арифметику изобрёл Пифагор Самосский, а описал её Никомах. У латинян же первым о ней написал Апулей, а затем Боэций.
Тот же Пифагор написал книгу с изложением учения о квадривиуме и нашел сходство буквы «Y» с человеческой жизнью. Творцом музыки, по словам Моисея, был Тувалкаин, происходивший из потомства Каина (Быт 4, 21); греки же таковым называли и Пифагора, и Меркурия, который первым изобрёл тетрахорд, и Лина, а также Зета либо Амфиона. Геометрия, как считается, впервые была создана в Египте, а у греков её основоположником был Евклид. Это его искусство позднее изложил Боэций. Ученейшим по части геометрии был и Эратосфен, измеривший длину окружности.
Говорят, что астрономию первым создал Хам, сын Ноя. Халдеи же первыми стали изучать астрологию, беря за основу время рождения человека. И Иосиф удостоверяет, что Авраам научил астрологии египтян. Позднее астрономию восстановил Птолемей, царь Египта, и он же установил правила расчёта движения звёзд. Другие же говорят, что величайшим астрономом был Немврод, у которого даже и само слово «астрономия» впервые встречается. Греки же полагали, что это искусство впервые было создано Атлантом, поскольку он, как считалось, поддерживал небосвод.
Создателем этики был Сократ, который оставил после себя 24 книги о позитивной справедливости, а его ученик Платон в своих книгах «О государстве» описал оба вида справедливости, и позитивную и натуральную.
Философ Фронтин написал книгу «Стратегематикон» о военном искусстве.
У механики было много творцов. У греков первым занимался описанием сельского хозяйства Гесиод, а затем Демокрит. Также и карфагенянин Магон описал сельские труды в своих 27 книгах. У латинян же первым создал труд об агрикультуре Катон, у которого позднее много позаимствовал Марк Теренций Варрон. В свою очередь Вергилий создал «Георгики», чем позднее воспользовались Корнелий и Юлий Аттик, а затем Эмилиан, или Колумелла, знаменитый оратор, который своим сочинением объял все познания по агрикультуре. О ней написал также и Палладий.
Труд «Об архитектуре» написал Витрувий. Ткачеству греков впервые, как считается, научила Минерва. Она же первой изобрела Станок и способы окраски тканей. Все это, узнав от неё, передал людям Дедал, и он, как полагают, стал после нее вторым создателем этого искусства.
В Египте же сеянье льна пошло от Исиды, дочери Инаха, и она же научилась шить одежду. Подобным образом она научила использовать и шерсть. В Ливии впервые стали ткать шерсть в храме Аммона. Войны первым начал вести ассирийский царь Нин.
Первым кузнецом, как полагают, был Вулкан, но согласно божественной истории таковым был Тувал (Быт. 4, 22). Прометей положил начало ношению перстней, соединив железное кольцо с драгоценным камнем. Пользоваться сосудами первыми стали пеласги.
Пшеницу в Греции первой стала использовать Церера в Элевсине, а в Египте - Исида. В Италии же употребление пшеницы и полбы пошло от Пилумна, равно как и способы растирать и молоть зерно. А в Испании сеять хлеб стали благодаря Тагу.
Культуру виноградников в Египте распространил Озирис, а среди жителей Индии - Либер. Стол и стул первым создал Дедал.
Римлянин Апиций первым составил сочинение о поваренном искусстве, из-за этого в конце концов умер добровольной смертью, израсходовав [на это] все свои средства.
Создателем медицины у греков был Аполлон, а сын его Эскулап развил это искусство благодаря своим трудам и подвижничеству, но он погиб от удара молнии, и на долгое время, почти на пятьсот лет, искусство врачевания исчезло, вплоть до времен царя Артаксеркса. А тогда его возродил Гиппократ, рождённый своим отцом Асклепием на острове Кос. Зрелища пошли от жителей Лидии, которые пришли из Азии и осели в Эгрурии под предводительством Тиррена; среди некоторых народов распространились их суеверные обряды и представления; им стали подражать и римляне, приглашавшие их искусников; так что слово «зрелища» (ludi) происходит от лидянян (Lydi).
Письменности евреев, как считается, положил начало закон Моисеев; халдеям и сирийцам ее дал Авраам; египетскую письменность создала Исида, а греческая идет от финикийской, которую из Финикии в Грецию принес Кадм. Латинскую же письменность создала Кармента, мать Эвандра, собственным именем которой было Никострата.
Священную историю первым написал Моисей. Среди язычников первым создал Троянскую историю Дарет, которую, как говорят, он написал на пальмовых листьях. А после Дарета первым в Греции историком считается Геродот, за ним же следует Ферекид, который прославился в те же времена, когда Ездра писал свои законы. Басни изобрёл, полагают, Алкмеон Кротоиский.
Итак, матерью искусств является Египет, оттуда они пришли в Грецию, а из Греции - в Италию.
В Египте впервые была создана во времена Озириса, мужа Исиды, грамматика. Диалектика в Греции была изобретена Парменидом, который бежал от городов и скопищ людей в горы, где провёл немалое время и придумал диалектику, почему ее и называют иногда скалой Парменида.
Платон после смерти своего учителя Сократа, движимый любовью к мудрости, поехал в Египет и, восприняв там свободные искусства, вернулся в Афины и на своей вилле Академии, собрав учеников, принялся обучать их философии. Он первым создал рациональную логику в Греции, а затем его ученик Аристотель её развил, усовершенствовал и создал из неё искусство.
Марк Теренций Варрон первым переложил диалектику с греческого на латинский. А позднее Цицерон добавил перевод топики. Демосфен считается основателем риторики у греков, Тисий - у латинян, а Коракс - у жителей Сиракуз.
Риторика на греческом написана Аристотелем, Горгием, Гермагором, а на латинском излагалась Туллием, Квинтилианом и Татианом».
Гуго Сен-Викторский, Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион, в Сб.: Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья) в 2-х томах, Том 1, СПб, «Русский Христианский гуманитарный институт», с. 327-329.