Трагедия Эсхила о Прометее…

По древнейшей версии мифа, положенной в основу трагедии, двоюродный брат Зевса титан Прометей (в дословном переводе - «мыслящий прежде», «предвидящий») похитил с у богов с Олимпа огонь и передал его людям, за  что Зевс приказал приковать его к Кавказскому хребту.  Регулярно прилетающий через день орёл расклёвывал у прикованного печень, которая – для увеличения страданий – вновь отрастала… Эти муки были прерваны Гераклом, убившем орла и освободившем Прометея...

До Эсхила эта легенда была изложена Гесиодом

Трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» (в других переводах – «Скованный Прометей»), составляющая среднюю часть его трилогии, точная дата создания которой неизвестна. Первая часть этой трилогии утрачена, сохранились лишь отдельные отрывки последней части – «Освобождённый Прометей». Вторая, сохранившаяся часть начинается тем, что Прометея приковывают к скале. Прометей, по Эсхилу, хорошо знал, что ему уготовано и пошёл на самопожертвование сознательно:

Знай хорошо, что я б не променял
Своих скорбей на рабское служенье:
Мне лучше быть прикованным к скале,
Чем верным быть прислужником Зевса.

Прометей переносит муки не жалуясь,  не роняя своего достоинства и только после удаления своих палачей жалуется всей природе на несправедливость Зевса… 

В отличие от исходного мифа, в изложении Эсхила Прометей, помимо добывания огня,  сделал людей разумными, научил их ремёслам, строительству жилищ, судоходству, письму, мантике (толкованию сновидений и гаданию), счёту и грамоте, дал им память и пр.

По дошедшим до нас свидетельствам, в конце Зевс, «наученный страданием», освобождает Прометея.

Позже именно Эсхиловский Прометей стал символом героического поведения.  Прометею многократно посвящали свои произведения поэты, композиторы, художники...

 

Исторический анализ древних мифов о Прометее