«Но раз великий человек стал на какую-либо сторону, он сейчас же собирает под своё знамя всех тех, которые - по скрытым ли предрасположениям своей натуры, или по более или менее сознательным предпочтениям - были заранее готовы сделаться его убеждёнными приверженцами.
Нередко случается, что подлежащие организации научные материалы бывают так богаты, требующие себе выражения новые идеи так разнообразны и предстоящие для выполнения задачи так сложны, что их оказывается достаточно для гения нескольких великих людей.
И вот, в таких случаях мы часто видим, что эти люди охотно являются на арене истории попарно, в виде соперников, живущих или в одно и то же время, или вскоре друг за другом; причём каждый из них выражает один из двух противуположных приёмов разрешения поставленной задачи, или один из двух противуположных способов понимать, чувствовать и выражать различные стороны человека и природы.
Подобными парами являются в истории: Гераклит и Демокрит, Платон и Аристотель, Софокл и Эврипид, Паразий и Зевкс, Плавт и Теренций, Виргилий и Гораций, Дант и Ариосто, Микель-Анджело и Рафаэль, Корнель и Расин, Пуссэн и Лесюэр, Боссюэт и Фенелон, Тюреннь и Кондэ, Декарт и Лейбниц, Вольтер и Руссо, Кювье и Жоффруа-Сент-Илэр, Гёте и Шиллер, Россини и Мейербер, Гюго и Ламартин, Бальзак и Жорж Занд, Энгр и Делакруа... не говоря уже о многих других и нисколько не отрицая того, чтобы между каждыми двумя соперниками, самое соперничество которых действует возбуждающим и оживляющим образом на внимание толпы, - не могло помещаться иногда ещё в нескольких не менее могущественных и не менее оригинальных гениев.
Все эти люди имеют, конечно, своих партизанов, своих верных приверженцев; и каждый из нас тем более гордится своими предвидениями и тем более крепко держится за свои предпочтения, чем основательнее можешь сослаться в их пользу на авторитет великого имени. […]
Ясно, что эта двойственность гораздо легче проявляется в Mиpе идей, чем в сфере практической деятельности, где соперничество далеко не так мирно, а раздел господства далеко не так удобен. Однако можно сказать, что даже и здесь восхищение и признательность потомства часто примиряет обоих противников в общем сиянии одинаковой славы».
Анри Жоли, Психология великих людей, СПб, Издание Ф. Павленкова, 1894 г., с. 77-78.
Вероятно, определённое направление человеческой деятельности – в зависимости от своего объёма – «вмещает» одного гения и не позволяет вместиться сюда остальным, либо если этот упомянутый объём велик – вмещает гениев, руководствующихся даже противоположными принципами…