Светлые гении, личности, созидатели по В.П. Астафьеву

«Талант - не зависимо в какой области искусства (музыка, живопись, литература) - тяжкое бремя. Неслучайно столько гениальных людей прожили короткие жизни. Пушкин и Лермонтов, если бы их не убили на дуэлях, думаю, всё одно рано бы ушли. Тот же Пушкин в сравнении с нами в свои календарные тридцать семь лет был мудрым стариком по глубине и масштабу мышления.
- Каково предназначение писателя и самой литературы?
- Писательство по сути - крайнее проявление человеческого естества. Непонятно, откуда рождается наше предназначение. Осознав себя писателем, человек уже не может уходить в сторону от забот и судеб мира, от людского горя и страданий. До нас было много титанов творческого духа. Это Данте, Шекспир, Сервантес, Петрарка, Пушкин, Толстой, Гёте, Шиллер. К сожалению, пока все их усилия не привели к окончательной победе добра, смягчению нравов. Но, может, именно их присутствие в нашем мире смягчало нравы. Страшно представить, до какого варварства и зверства могло опуститься человечество, если бы их не было... Хотя мы сильно преуспели в создании оружия массового уничтожения, всё-таки остановились у черты самоуничтожения. Уверен, не без усилия со стороны наших праведников.

Лишь малая часть общества живёт высокими представлениями, меряет себя критериями добра и истины. Большинство человечества пребывает в апатии и душевной лени. Для них главные ценности и художественные потрясения - несут так называемые эстрадные звёзды. Отсюда, из лени и равнодушия, берут исток псевдоявления, китчевые формы искусства: имитируется живопись, танец, театр, музыка и, конечно же, литература. Под агрессивным натиском псевдокультуры отступает образование, подлинная интеллигентность. В обществе торжествует серость. Полуинтеллигент творит полунравственность и получеловека.

С ужасом узнал, что в Японии есть автор, который в двадцать девять лет издал сто двадцать семь романов. Семь молоденьких литрабынь работают по его наброскам. Он прикасается к тексту лишь накануне того дня, когда его очередной опус уйдёт в типографию. На такое чтиво искусственно создают спрос. Эти суррогаты читают! […]

История человечества доказала своим кровавым примером масштабы зла. Взяв у личности всё лучшее - ум, талант, усердие, - оно направило эти позитивные качества на создание оружия, средств уничтожения. В пятнадцати тысячах войн погибло восемь миллиардов человек. Войны выбили лучших, самых физически и морально крепких. В конце XX столетия мы пришли к духовному обнищанию, у нас нет теперь гениев.

Злодеи не убавили ума, но они спрямили умы, ограничили непредсказуемые возможности интеллекта. Выбив восемь миллиардов лучших, они изменили генофонд человечества. Вот почему сейчас и нет светлых гениев.
- Но есть чёрные?..
- Да! Изобретатели атомного и водородного оружия, например. Миру нужны светлые личности,  гении чистой красоты, созидатели... Примерно такого масштаба и крепости духа, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Сервантес и Шекспир, наш Пушкин. Увы, их сейчас с нами на планете нет.
- А может, мы просто их не знаем? - спрашивает Румен.
- Что вы, ребятки! При современных способах информации, при тотальном голоде на гения, - его ощущает мировое сообщество, - мы мигом бы узнали о его присутствии. Гений ведь не может себя не проявлять. Даже «Дон Кихот», написанный Сервантесом в тюрьме, сразу пошёл по миру. Петрарка, Гёте, Пушкин были узнанными гениями. Сомневаться в них могли только глупцы и неучи. Увы, их во все времена было гораздо больше. […] Пушкина не уберегли, затем - Лермонтова. Но оценили их сразу.

Говоря об отсутствии гения в современном мире, я исхожу из того, что мы не может сразу назвать даже того, кто мог бы претендовать на таковую оценку. Вот Папа Римский, бывший кардинал Войтыла. Весь мир его знает, масштабная личность, деятельная и влиятельная. Но мы понимаем, что он не может быть признан спасителем человечества. Сама биография, образ мысли исключают такую возможность. Делает он много, полностью реализует свой шанс, но ведь принципиального изменения мира, человеческих отношений не добился. Это при его-то духовной силе, масштабах влияния. Нет, не обнаружил он общечеловеческой, объединяющей идеи. А это и есть задача гения в сегодняшнем мире.
- Да, тут мы пошли по тонкому льду... Разговор о гении опять привёл к понимаю добра и зла...
- В этом тоже парадоксы человеческой истории, - поясняет свою мысль Виктор Астафьев. - Почему мы чтим диктаторов и легко забываем добрых властителей? Об этом писал Стефан Цвейг буквально следующее: добрых императоров и вождей, как правило, убивают и легко забывают, зато над судьбами злодеев мучительно спорим, ставим им памятники. На всю династию Романовых у нас был один путный царь - Александр II, воистину Освободитель, так ведь его за это и убили. Хорошо хоть в Софии устоял ему памятник.
Зато о других все до хрипоты спорим.

То же можно сказать и о советских вождях. Сколько находим оправданий Ленину, Сталину... Сознавать это тяжело, горько, больно. Но и нынешние, увы, выводов для себя ни из дальней, ни из близкой истории не делают... […]

Допушкинское время работало на его - Пушкина - явление. Когда он был убит, его друг поэт Вяземский воскликнул: Россия истощилась, родив Пушкина. К нашему счастью, это суждение оказалось ошибочным. Гоголь и Лермонтов продолжили высокую ноту русской культуры. Вскоре пришли великие Достоевский и Толстой - в прозе, а также целая плеяда гениальных музыкантов и художников. Впрочем, все наши оценки условны и субъективны. Я Лермонтова считаю гениальным поэтом. По мнению А. Н. Макарова, которое он высказал в одном из писем ко мне, в XIX столетии у нас было всего четыре гения. Он так считал и прямо написал: за одно столетие Россия явила миру четырёх гениальных писателей - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого... Это много! А вот XX век гения не дал. Михаил Шолохов, конечно, огромный писатель, но не гений. Иван Бунин и Михаил Булгаков подстать, но тоже гениями не назовёшь.
- А на Западе?
- Марк Твен - прежде всего, Драйзер, Голсуорси - огромные писатели, таланты, но ведь не более того. К сожалению, мы не знаем персидской поэзии, а там величайшая острота чувств и слова. Да, в совокупности десяток первоклассных мастеров наберём, но гениев - нет.
- Вы согласны, что в литературе XX века проблемы личности автора выходят на первый план?
-
Михаил Булгаков как раз такой писатель. Наряду с содержанием его романа и других его книг, читателя в не меньшей степени волнуют перипетии личной и творческой драмы. То же сочетание прочитывается в творческой судьбе Бориса Пастернака и его романа «Доктор Живаго». Возможно, всё это связано с красками времени, с тоталитаризмом, который и породил дилемму - художник и власть, писатель и тиран.
- А Камю что, не личность?!
- Камю всё-таки умозрительно выискивал проблемы, сочинял их. Разве не так?
- Опять уходим во вкусовщину и тонкости. Тогда и Анну Ахматову трагедия судьбы сделала великой поэтессой.
-
Размышляя о гении, я говорил вообще, об энергетике гения и его влиянии на общество. Вспомни, какую мощь выплеснули в мир из умозрительного, художественного поля Микеланджело, Рафаэль...

Да, пожалуй, гения создает сама эпоха. А у нас было время свальное, пустое и злое…»  […]

Проявление гениальности может быть самое неожиданное. Нашего сегодняшнего умишка не хватит, чтобы предугадать возможности Творца. Лишь бы таковое случилось. Как мерзости мира переварить в добро?! Гений должен придумать, дать надежду и реальное решение. Возможно, что такое, как теперь, брожение, переплетение умов, страстей и страстишек, что-то и даст. У нас есть дети, внуки, они хотят жить. Нас-то, грешных, быть может, уже и не надо спасать. Но - дети?! Спасая их, наверное, спасут и нас. А мы сами - одни - не достойны ни своей жизни, ни планеты, которую нам доверил Господь. Натворили столько зла, мерзости, всякой дряни. Наше спасение в том, чтобы рыхлить почву для будущего - не жалея крови, слез, мук, даже теряя детей...»

Ростовцев Ю.А., Страницы из жизни Виктора Астафьева, М., «Энциклопедия сёл и деревень», 2007 г., с. 310-311 и 336-340.