Публицистические произведения о проблемах и вопросах творчества
Высказывания о творческих личностяхРазличные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
Публицистические произведения о проблемах и вопросах творчества
Высказывания о творческих личностяхРазличные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
«1. В России было два известных социобиолога: Астауров и Эфроимсон. Астауров занимался генетической модернизацией лисиц. Эфроимсон - тутовыми шелкопрядами. А помимо этого их. интересовал ещё и человек. Предметом внимания Астаурова были обычные люди. Предметом внимания Эфроимсона - гениальные.
2. В «Генетике гениальности Эфроимсон пришёл к выводу, что гений - это чудовищная работоспособность. Направленность к цели. Что получаются гении не так, как думал Ломброзо. Вне связи с объёмом черепа. Вообще-то гении воспроизводятся двояким образом. В одном случае нужно, чтобы встретились девяностолетний старец и двадцатилетняя девушка. Встретились и родили ребёнка. И он будет гением, как Н. Марр. В другом случае нужно, чтобы ребенка родили девяностолетняя старушка и молодой человек. И этот ребёнок будет мудр, как Лао-Цзы.
3. Слово «гений» не применимо к животному. Не может быть гениальной скаковой лошади. Тип жизни лошади предопределён. Это слово применимо к людям. У каждого человека свой гений. Своя душа. И одно, общее на всех сознание. Сознание означено. Душа неозначена. У обычных людей душа окружена знаками. Она в них как в котле. У обычных людей неозначенное не может пробить кору означенного. Гении - это знаковая дыра, в которую устремляется неозначенное души. Поэтому все гении вне контроля со стороны «я». Они всегда по ту сторону своей самости. Самость и гений несовместимы. (Неэмоциональных доказательств автор не приводит – Прим. И.Л. Викентьева).
4. В эпоху Возрождения гениями стали называть людей, которые делают то, что кроме них никто сделать не может. Гении создают. Производят. Означивают неозначенное. Все остальные потребляют. Среди потребителей могут быть люди со вкусом, а могут быть и без вкуса. Без вкуса - обыватели. Со вкусом - эстеты. Гении по одну сторону. Эстеты - по другую. Гении делают. Эстеты оценивают.
5. Тезис Эфроимсона таков: гениями рождаются, а обывателями становятся. Чтобы появился один гений, нужно 10 миллионов человек принести в жертву социальному знаку. То есть нужно сделать их обывателями. У Марка Твена есть рассказ о человеке, который попал в загробный мир. И всё ему здесь было интересно. Ведь только здесь он мог увидеть и Сократа, и Конфуция. Но этому человеку хотелось посмотреть не на философа, а на самого великого полководца. Ведь неясно, кто гениальнее - Александр Македонский, Тамерлан, Суворов или Наполеон. И вот ангелы ему показали самого гениального полководца. А он смотрел и не» верил, ибо ему показали недавно умершего сапожника с соседней улицы. Оказывается, этот сапожник и был самым гениальным полководцем. Правда, он сам об этом не знал. Об этом знали боги.
Эфроимсону нравился этот рассказ писателя, ибо он передавал суть его концепции. А именно: гениев нам поставляет природа, а социум, раздавая социальные роли, превращает их в обывателей. Вполне возможно, что все люди гении. Но пробить слой социальности могут единицы. За всю историю человечества около 500 человек (Это лишь одна из оценок. С другими данными можно ознакомиться здесь – Прим. И.Л. Викентьева). Социум не любит гениев, природное, т. е. неозначенное. Он их истребляет. Чем больше в человеке означенного, тем он бездарнее. Состоявшийся гений - это ошибка социума. Но это ошибка плодотворная. Её нельзя превратить в социальный механизм производства гениев. Означенное не может детерминировать появление неозначенного.
Социум создаёт личности. Все личности одинаковы. Природа создает гениев. Все гении различны. Эти процессы не связаны друг с другом. (Вновь неэмоциональных доказательств автор не приводит – Прим. И.Л. Викентьева). В одном случае важна рекомбинация генов при образовании гамет, наделяющая оплодотворенное яйцо благоприятной комбинацией наследственных задатков. В другом случае - человек делает себя из пустоты. Из ничего. Получается личность, которой ничто содержательное не предшествует. Социум воздействует на человека, на его душу разными способами. В том числе через импрессинг.
6. Что такое «импрессинг», объясняет В. Маяковский. Гений. Ошибка русского социума. Однажды священник-экзаменатор спросил его, что такое «око». Маяковский жил в Грузии, а по-грузински «око» - это три фунта. Маяковский, не раздумывая, ответил: три фунта. Священник ему доходчиво объяснил, что «око» - это глаз по-древнему, церковнославянскому. Маяковский был посрамлён. Он едва не завалил экзамен. После экзамена Маяковский возненавидел всё древнее, всё славянское, всё церковное. Отсюда пошел его футуризм, атеизм и космополитизм, т. е. интернационализм. Экзамен был для Маяковского импрессингом, воздействием социума на человека, на его восприятие мира. Но знаки русского социума не поймали неозначенного поэта. Из этого неозначенного родилась советская поэзия.
7. Особенно восприимчивы дети. Их легче всего связать цепями означенного, сломать. Другой русский гений Л. Толстой говорил, что всё, что в нём есть, было в нем уже к пяти годам. Пятилетнего ребёнка отделяет от взрослого всею один шаг, а вот между новорождённым и ребёнком пяти лет - бесконечность. Ибо родившийся - это ещё природа. А человек пяти лет - это уже душа, на которую покушается социум.
8. Для того чтобы быть гением, нужно быть либо подагриком, либо обладать гипоманикальным депрессивным психозом, либо синдромами Марфана и Морриса. Желательно, конечно ещё и страдать от мочекаменной болезни, а также быть высоколобым. Конечно, не всякий подагрик - гений и не всякий высоколобый - талант. Но здоровых гениев Эфроимсон не обнаружил. У здоровых нет дополнительной стимуляции работы мозга. У подагриков умственная деятельность стимулируется повышенным содержанием мочевой кислоты в крови. Отложение кристаллов этой кислоты в виде соли вызывает подагрические боли, а также мочекаменную болезнь.
Подагрики - Кант и Шопенгауэр. Среди русских философов нет ни одного подагрика. Видимо, поэтому у нас нет и гениев. А вот среди литераторов у нас много, как оказалось, не шизофреников и шизоидов, а гипоманиакальных депрессантов, циклоидов. Главное для писателя - успеть проскочить манию, суметь не застрять на уровне суетливых движений и бессмысленных скачков мысли. Главное - совершить трансгрессию мании и стать гением. Гипоманиакальная депрессия была характерна для Гоголя. Циклоид-Гоголь мог неделями оставаться в своей комнате в неподвижном состоянии. Ему плохо помогали даже воды Карлсбада. Совершив трансгрессию мании, Гоголь убегал от социума и попадал в пространство абсолютно уникального творчества. Он мог, например, менее чем за два месяца написать «Ревизора». Но трансгрессия совершается вне связи с «я». Не по модели рефлексивного сознания, и в момент, когда ты начинаешь писать «Ревизора». Ты это делаешь точно так же, как птичка вьёт своё гнездо. Дай этой птичке означенное сознание и всё закончится. Она потребует пособие по безработице. Или эмигрирует.
Но за все нужно платить. И за то, что ты был в фазе метамании. Вот Гоголь и заплатил. Вернувшись в мир социума и его ограниченных смыслов, Гоголь затосковал. Чувство тоски усугубляет смерть жены А. Хомякова.
Социум душил Гоголя депрессией, сознанием того, что, неприглядно изображая Россию, ты вызываешь дух революции. А революция - уж точно то, что уничтожит Россию. Религию: Семью. И он, Гоголь, будет причиной этой катастрофы. Гоголь не мог допустить гибели России. Поэтому он сначала сжигает свой рукописи. Потом перестаёт писать. И всё время молится о спасении Святой Руси. Так он и умер за образами. Означенное сознание раздавило неозначенное его души.
9. У Пушкина гипоманиакальная депрессия усиливалась подагрой, повышенным содержанием мочевой кислоты в крови, раздражавшей мозг. Высвобождаемая этим усилением энергия реализовывалась в любви, на дуэлях и, конечно, в творчестве. Шестнадцатилетний Пушкин подружился с 22-летним Чаадаевым. У Чаадаева не было подагры, у него были геморроидальные колики, депрессия и отягощенное наследство. Дед Чаадаева сошел с ума. Умирая, он называл себя персидским шахом. Его отец застрелился в 37 лет, постоянно пребывая в депрессии, т. е. в зависимости от своего пребывания в социуме.
Только в письмах к Вере Пановой он просветлел, убежал от себя и стал гением. Хотя затем двадцать лет был простым обывателем. И вот тому пример. Герцен пишет какое-то сочинение, в котором он называет Чаадаева видным революционным мыслителем. Чаадаев не революционер. Но не в этом дело. Он доволен, что его назвали мыслителем. Дело не в том, кто ты есть. Главное, знак подать. Чаадаев направляет письмо Герцену: мол, спасибо тебе за добрые слова. Я действительно мыслитель. И ещё живой. А тут граф Орлов слух распространяет: смотрите, Чаадаев с Герценом якшается. Видимо, что-то задумали против царя. Чаадаев немедленно пишет письмо Орлову, где возмущается Герценом, отказывается от революционности и уверяет в верности императору.
Вот это двоедушие и указывает на доминирование социальных знаков в жизни Чаадаева. Конечно, все мы в знаках. Но гении иногда их сбрасывают в гипоманиакальной фазе».
Гиренок Ф.И., Абсурд и речь. Антропология воображаемого, М., «Академический проект», 2012 г., с.181-184.