«Внесём полную ясность. Мастер - это человек с особыми способностями. Тот, кому помогают высшие, надчеловеческие силы. Эти силы по-разному понимались в разные исторические эпохи. Первобытный человек говорил о «предках-покровителях» или хорошем тотеме. Язычник цивилизованных времён - о помощи богов или конкретно данного бога, о родстве с божеством (первоначально герой - сын бога не в переносном смысле, как Геракл - генетический сын Зевса).
Христианин говорит о помощи Бога и святых, и потому долгое время философ и учёный - если и не обязательно священники, то лица, близкие к Церкви. Вспомним, какую сложную и трагическую роль в судьбе Абеляра в XII веке сыграло это представление.
Личные качества человека важны для избранничества, не всех выбирают. Но и без избранничества невозможно.
Мы представляем надчеловеческие силы, как нам кажется, «материалистически» - то есть в виде «законов природы», «законов эволюции», которые кого-то одарили более щедро. Но представления о талантливом человеке, о «гении» у нас очень близки к представлениям дикарей и язычников. Есть люди, а есть Мастера. Мастеров мало. Они возвышаются над толпой и делают то, чего ни при каких обстоятельствах не может человек из толпы.
Специалист - человек, который научился делать то, чего не умеют другие. Хотя бы теоретически мы можем научиться тому, что делает специалист. Мы знаем, что разные люди обучаемы в разной степени, и обучаемы разным вещам. Каждый человек может стать специалистом в разных областях, но как правило, в разной степени. Пушкин мог бы стать инженером или агрономом, - способностей явно хватило бы. Раевский предлагал ему вступить в Кавказскую армию.
Судя по карьерам и М.Ю. Лермонтова, и Л.Н. Толстого, А.С. Пушкин такую карьеру сделать мог. Он профессионально переводил с французского. В то же время он плохо играл в карты: постоянно проигрывал. Видимо, какие-то профессии были для него почти закрыты (шулера, например).
При выборе профессии мы всегда учитываем личные качества и природную одарённость. В отношении к специалисту высокого класса всегда присутствует опасливо-восторженное отношение к Мастеру. Как к тому, кто совершает недоступные для других действия. Но мы тоже можем стать такими же, хотя, возможно, и менее квалифицированными. Такими же хирургами, как Амосов, полководцами, как Конев, такими же танкистами, как Роммель, такими же компьютерщиками, как Билл Гейтс. Членами профессионального сообщества: специалистами.
Специалиста учат. Специалиста признаёт сообщество других специалистов, для чего существует множество способов инициации, включая выдачу дипломов. Специалиста признаёт социальное сообщество, потому что он делает нечто полезное. Возможен конфликт между сообществом профессионалов и остальным обществом.
Тура Хейердала упорно не признавали специалисты. Мулдашева специалисты не считают учёным. Фоменко историки не признают историком. Они - специалисты для рынка, но не для профессионального сообщества.
Мы живём в век специалистов. Так было всегда, с момента появления разделения труда. Но ремесленник был в первую очередь Мастером. Тем, кому помогают боги или какое-то особое божество его профессии. Тот, кого высшие силы удостоили внимания, подвигли на свершения, дали то, чего нет у большинства. Если учесть, что в Древнем Мире число ремесленников невелико, профессионалы тонут в океане крестьян, идея Избранничества действует.
Не случайно скромное эллинское слово «демиург» (то есть буквально - ремесленник) приобрело значение Мастер или Творец. А делали Мастера и Творцы всего-навсего сосуды из глиняного теста в Афинском квартале Керамик. Как и Арахна пострадала за попытку состязаться с богинями в искусстве ткать.
Тем более Мастером был всякий интеллектуал, грамотей, умник, философ. Сам род его занятий уже делал философа представителем элиты. Даже двух элит сразу: представителем образованных верхов, и носителем знаний, род занятий которого требует личностной неординарности и долгих интеллектуальных упражнений.
Даже средневековый ремесленниц сочетал в себе специалиста и Демиурга, Мастера. С одной стороны, он учился некому ремеслу, перенимал опыт, осваивал технику. Становился специалистом: тем, кто научился. Он изготавливал шедевр - образец продукции цеха. Изготовив шедевр, Подмастерье становился мастером. Тем, кто Горней силою и личными качествами возвышен до этого состояния.
Все научившиеся всегда владеют ремеслом в разной степени. Это было убедительным доказательством того, что ремесленник - ещё и Мастер. Учиться могут все, не всем дано. Высшего мастерства достигнет только тот, кто умудрён свыше.
Эпоха Возрождения обозначила надлом от теоцентристского мира Средневековья к антропоцентристскому миру более поздней Европейской цивилизации. Мастер - всё в большей степени не тот, кого избрали. А тот, кто возвысился сам. Но тем не менее - Мастер. Тот, кто возвышается над другими людьми. Не просто специалист высокого класса, а Демиург. Творец, пусть в чем-то частном, но сравнимый с Самим Господом Богом. В том, что и Бог творил, и этот вот человек творит. Он - Творец, как это ни кощунственно.
Такое отношение к Мастеру видно и по судьбе Челлини, и Да Винчи, и других гигантов Возрождения».
Буровский А.М., Философия: два типа мастеров / Мастер и профессионал: история и современность: Сборник статей в честь 70-летия профессора Константина Семёновича Пигрова / Под ред. И.В. Кузина, СПб, «Издательство Санкт-Петербургского университета», 2009 г., с. 77-79.