«…мы отдаём себе отчет в том, что синергетическое мировидение не претендует на роль очередной мировоззренческой панацеи и ни в коем случае - на роль новой религии. Но вместе с тем, следует признать, что именно синергетика, в отличие от других направлений современного естествознания, начала «поход в массы», стала обретать широкий мировоззренческий контекст (кстати, к немалому удивлению физиков - представителей других направлений), и произошло это, на наш взгляд, потому, что универсализация идей самоорганизации позволяет выйти на проблемы предельных оснований человеческого бытия, в сферу его Высших смыслов. […]
Так, в различных трудах можно встретить корреляции идей синергетики с идеями и воззрениями следующих философов: Платона и Аристотеля (представления об эйдосах как потенциальных формах-образцах «земных» процессов, идея энтелехии), Гераклита (о роли огня как метафоры самовозобновляющегося и саморегулирующегося начала в универсуме), Лукреция (идея клинамена как спонтанного непредсказуемого отклонения, рождающего новое в природе), Р. Декарта (учение о космических вихрях как собственных формах организации природы), Г. Лейбница (монадология с идеями гармонии, когерентности, взаимосогласованности всех частей мира, идея преформизма, потенциально заложенного), Ф. Шеллинга (понятия организма и самоорганизации в природе по аналогии с творческими исканиями человеческого духа), И. Канта (идея самоорганизованного бытия и целеполагания целого как результата спонтанного взаимоналожения целей его частей), А. Бергсона (представления о необратимости эволюции, ее движущей силе в виде жизненного порыва), А. Уайтхеда (идея о роли процессуального и когерентности событий в универсуме), К. Юнга (архетипы коллективного бессознательного), П. Тейяра де Шардена (идеи о направленности эволюции), русских философов-космистов (идеи коэволюционного развития человека и Универсума), М. Хайдеггера (представления о природе времени и истины) и др.
Отметим, что приведённый перечень в значительной степени является случайным, поверхностным и неполным, поскольку он связан с индивидуальными предпочтениями различных исследователей, каждый из которых работает со своим кругом философских аналогий. Тем не менее, уже на первый взгляд видно, что амплитуда философских параллелей довольно широка, что свидетельствует о степени «укоренённости» идей самоорганизации в философском мышлении. Мы, в свою очередь, также неоднократно будем обращаться к философскому наследию в поисках концептуальных построений, родственных идеям самоорганизации, наиболее подробно рассматривая под этим углом зрения социально-философские, философско-исторические и культурологические теории, связанные с методологией социального познания. При этом мы осознаем, что методологическая работа такого рода только начинается. Сейчас же нам важно отметить саму тенденцию трансформации теории самоорганизации, дабы ещё раз подчеркнуть мировоззренческий и методологический потенциал синергетических идей».
Василькова В.В., Порядок и хаос в развитии социальных систем, СПб, «Лань», 1999 г., с. 57-58.