Каковы методики креатива, которые имеют наибольшее применение в настоящий момент и почему?

Справка Справка
Вопрос Ответ
08.12.2011
Добротворский Игорь Леонидович

Каковы методики креатива, которые имеют наибольшее применение в настоящий момент и почему?

Викентьев И.Л.

Уважаемый Игорь Леонидович!  

Ответ на Ваш вопрос имеет несколько этажей.  

1) Обычно под методикой креатива / креативности понимают некий свод процедур / рекомендаций, типа: «Мозгового штурма» или «Морфологического анализа». И здесь трудно дать точный ответ на Ваш вопрос, поскольку:  

а) по незнанию, например, «мозговым штурмом» называется любое мало-мальски неофициальное совещание (а  «мозговой штурм» имеет ряд know-how,  которые мало кто знает, а тем более – умеет выполнять);  

б) при профессиональном (а не любительском) исполнении различные методики и их элементы  не универсальны, и имеют своё узкое назначение, например: - разогрев группы; 

- коррекция инерции мышления человека, решающего задачу;

- переформулировка исходной проблемной ситуации в систему задач; 

- получение базовой системы идей; 

- поиск более широкого применения системы базовых идей и т.п.  

2) Лично я предпочитаю классифицировать не сколько упомянутые Вами «методики креатива»,  сколько – см.: Викентьев И.Л., Стратегии креатива  – поскольку последнее понятие шире.  

3) Если работать в этих понятиях, то статистически-неоптимистически явно побеждают две стратегии:  

- Фактический отказ Человека от решения;

- Подражание / заимствование Человеком чужих решений.  

4) Фактический отказ Человека от решения.  Почему такое название? Обычно прямой отказ – лишь часть случаев, обычно, он маскируется под длинные обоснования-самооправдания на тему «Почему я не буду решать…» или заведомо слабые «решения-недодумки».  

Так, позавчера, 06.12.2011 г. в г. Санкт-Петербурге при обсуждении проблемной ситуации: «Собаки кусают многих горожан – что делать?», некое время было уделено предложениям «экспертов» с очень маленькой буквы: «Каждый горожанин должен помнить, что собака – тварь божия…»; «Нужно сделать так, чтобы все дети любили животных!»; «Каждый горожанин, включая школьников младших классов, должен приобрести и постоянно носить с собой электрошокер…» Характерная деталь: за язык этих «экспертов» никто не тянул – они сами не уставали повторять, что, цитирую: «много лет занимаются этой проблемой».    Но фактически – минимально-работоспособного решения НЕТ. Отсюда и название стратегии.  

5) Из ситуации: своего решения нет – но решения нужны – автоматически возникает другая массовая стратегия, о которой упоминал ещё Демокрит: Подражание / заимствование решений.   Далее – подстратегии:

- слабый Человек использует чужое решение, но сознательно скрывает его источник, надеясь, что в эпоху Internet никто, никогда об этом не узнает…

- Человек использует чужое решение, но «вытеснил-забыл» по Зигмунду Фрейду его первоисточник;

- Человек использует чужое решение + свой (свой! = это Я, Я придумал!) крохотный «бантик» и гордится этим;

- нормальный Человек использует чужое решение и, как минимум, ссылается на первоисточник и/или законно приобретает права на чужое произведение.   См. также:   Викентьев И.Л., Стратегия креатива: «Использование типовых решений»

 

 Наши правила, включая обсуждение ТРИЗ-видео на YouTube

Новости
Случайная цитата
  • Способы обучения животных в природе по Ж.И. Резниковой
    «В природе чаще всего наблюдаются формы социального обучения, более простые, чем подражание и имитация. Они привлекали меньше внимания и явно недооценивались до недавнего времени. Заразительное поведение (contagious behaviour; Zentall, 1996) - самая простая форма социального обучения, которая может быть описана следующим правилом: «если все бегут, я бегу тоже». Дело в том, что стимулы, порождаемые исполнителями определенных поведенческих актов, входящих в типичный для вида (или группы видов) по...