Творческая роль аристократии во внедрении новшеств по Габриелю Тарду

«… защитники аристократии, как мне кажется, упустили из виду сильнейший аргумент в её пользу.

Главная роль знати, её отличительная черта - это её инициаторский, если не творческий характер.

Изобретение может явиться и в самом низком слое общества, но для его распространения требуется социальная вершина, нечто в роде социального запасного водоёма, откуда может разливаться непрерывный поток подражания.

Во все времена и во всех странах аристократия охотно принимала и быстро вводила иностранные новшества, как главный штаб армии имеет наиболее точные сведения о военных нововведениях за границей и может применить их наилучшим образом, оказывая этим такие же услуги, как дисциплиной, душу которой представляет.

По этому признаку можно судить о жизненности аристократии; напротив, если она цепляется за традиции, ревниво охраняет и защищает их от посягательств народа, который когда-то заимствовал нововведения от неё же, то можно быть уверенным, что её главное дело кончено и её упадок близок, хотя она и может ещё быть полезной в этой новой умеряющей роли, являющейся дополнением к первой».

Габриель Тард, Законы подражания, М., «Академический проект», 2011 г., с. 185-186.