Религия и творчество

Справка Справка
Вопрос Ответ
16.02.2012
(Несколько однотипных вопросов, заданных после открытия портала)

Как соотносится религия (вера) и творческая деятельность?    

Викентьев И.Л.

Уважаемые Посетители портала!   Я занимаюсь методиками креатива, решением нестандартных задач и обучением этим направлениям деятельности. Поскольку я не являюсь специалистом в теологии или религиоведении, поэтому могу допустить ошибки. Если ошибки принципиальны - прошу читающих этот текст сообщить мне об этом.   1) Как минимум, со времён древних греков возникло разделение видов человеческой деятельности (см., например: Платон трактат «Государство»):   -  РЕЛИГИЯ -  ИСКУССТВО -  НАУКА -  ВЛАСТЬ   2) Возможен, опираясь на древних греков, более полный список, выраженный современными терминами:   -  РЕЛИГИЯ -  ФИЛОСОФИЯ -  ИСКУССТВО -  ЛИТЕРАТУРА -  НАУКА -  ТЕХНОЛОГИИ     3) Подобное разделение дошло до нашего времени без принципиальных изменений, при этом стало понятно:   3.1.) в каждом из указанных направлений - свои правила (это зафиксировано в поговорке: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»);   3.2.) спорить с человеком о его вере - повод для скандала.   4) Мои единичные случаи общения с преподавателями духовной академии показывают, что они хорошо знают:   -  доводы атеистов;   -  контр-доводы верующих;   -  контр-доводы атеистов на контр-доводы верующих и т.п.   Или: попыткам логически доказать бытие Бога или, наоборот, логически опровергнуть это посвящены эшелоны трактатов. Только 1 пример: в XX веке Карл Ясперс  приходит к выводам:  доказанный Бог -  не Бог и далее в виде формулы: «Я не знаю, верую ли я» (К. Ясперс, Смысл и назначение истории, М., «Республика», 1994 г.).   5) Но это преподаватели духовной академии. Если говорить о населении РФ в целом, то, насколько я знаю, исполняют православные обряды ~ 3% населения;   Будучи автором наиболее часто издаваемой в СНГ методики рекламы и PR и периодически проводя глубинные интервью, могу сказать, что, в отличие от упомянутых выше преподавателей духовной академии, мышление большинства соотечественников - за редчайшими исключениями - представляет собой некую «пёструю смесь»:   -  непроработанных детских психотравм, обид и т.п.; -  навязанных социумом взрослых «хотелок» (С) В.С. Черномырдин; -  отдельных фраз из христианских текстов (без знания их истории, интерпретаций); -  «модных фраз», например, из буддизма и т.п.; -  высказываний авторитетных для человека лиц; -  суеверий; -  народных примет / поговорок; -  эффектов бытового мышления и т.п.     Для создания грамотной рекламы - это не более, чем исходное сырьё.     6) Но, например, когда дело касается научной деятельности,  особенно в области относительно новых научно-прикладных дисциплин: менеджмент, маркетинг, либо традиционных дисциплин гуманитарного цикла: философия, этика, эстетика, культурология, психология  и т.п., то перенос «пёстрой смеси» в науку НЕ даёт результатов - то есть, новых и полезных идей.   Или: когда человек пользуется некими религиозными положениями или даже «пёстрой смесью» в своей личной жизни - что называется «без комментариев», поскольку это помогает человеку жить / выживать. Но, как только человек пытается делиться результатами для других и пересекает невидимую, но существующую границу между системами: РЕЛИГИЯ I НАУКА - меняются правила игры, меняются критерии оценки. Масса людей, имеющих высшее образование,  этого не чувствуют. Примеры? См. любой сборник трудов Конференций по названным выше направлениям.   Можно привести нерелигиозный пример: есть масса ТВ-шоу, построенных по правилам дурного, но всё же ИСКУССТВА (точнее -  драматургии). Ожидать от ТВ-дискуссий хотя бы постановки, а уж тем более решения проблем - нельзя.  Это область ТЕХНОЛОГИЙ, которым тележурналистов не учат и в ближайшие годы учить не будут.     7) Учитывая пункт 3.2.),  я никогда не интересуюсь при обучении / консультациях верой Клиента, но некоторые считают нужным сообщить мне об этом... Специальных исследований я не проводил, но по наблюдениям с 1979 года, в тех случаях, когда мне была известна вера человека, никаких данных, что это помогает или, наоборот,  мешает решению творческих / научных задач, у меня нет. Ещё раз акцентирую: специальных исследований по последнему вопросу я не проводил.     Резюмирую своё понимание вопроса «Соотношение религии и творчества» в виде пары взаимосвязанных гипотез:   а) Чувства верующих / неверующих следует уважать;   б) Вера может вдохновлять, может налагать «табу» - но это личная жизнь человека и не более того;   в) Механический (автоматический) перенос принципов любого направления-1 в область любого другого направления-2 (см. пункт 2), как правило, творчески неплодотворен;   г) Вероятно, такой перенос возможен (то есть, здесь нет принципиальных запретов),  но требует иного уровня Мастерства переносящего…   Творческих успехов!     См. также:   Определение новизны и полезности результатов по И.Л. Викентьеву

Новости
Случайная цитата
  • Отношения в природе по Альфреду Уайтхеду
    Альфред Уайтхед издал книгу: The Concept of Nature, которая содержит базовые идеи его философской системы. «Проблема преодоления границ между отдельными науками - центральная для Уайтхеда. Он предлагает своё понимание отношений между первичными и вторичными качествами, рассматривая их как разные виды знания, а не как знание и его причину. Знание не должно «удваивать» природу. Поэтому необходимо осмыслить природу как систему взаимосвязанных вещей. Процессуальность и взаимосвязанность в природе с...