Вопрос | Ответ |
16.02.2012
(Несколько однотипных вопросов, заданных после открытия портала)
Как соотносится религия (вера) и творческая деятельность? |
Викентьев И.Л.
Уважаемые Посетители портала! Я занимаюсь методиками креатива, решением нестандартных задач и обучением этим направлениям деятельности. Поскольку я не являюсь специалистом в теологии или религиоведении, поэтому могу допустить ошибки. Если ошибки принципиальны - прошу читающих этот текст сообщить мне об этом. 1) Как минимум, со времён древних греков возникло разделение видов человеческой деятельности (см., например: Платон трактат «Государство»): - РЕЛИГИЯ - ИСКУССТВО - НАУКА - ВЛАСТЬ 2) Возможен, опираясь на древних греков, более полный список, выраженный современными терминами: - РЕЛИГИЯ - ФИЛОСОФИЯ - ИСКУССТВО - ЛИТЕРАТУРА - НАУКА - ТЕХНОЛОГИИ 3) Подобное разделение дошло до нашего времени без принципиальных изменений, при этом стало понятно: 3.1.) в каждом из указанных направлений - свои правила (это зафиксировано в поговорке: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»); 3.2.) спорить с человеком о его вере - повод для скандала. 4) Мои единичные случаи общения с преподавателями духовной академии показывают, что они хорошо знают: - доводы атеистов; - контр-доводы верующих; - контр-доводы атеистов на контр-доводы верующих и т.п. Или: попыткам логически доказать бытие Бога или, наоборот, логически опровергнуть это посвящены эшелоны трактатов. Только 1 пример: в XX веке Карл Ясперс приходит к выводам: доказанный Бог - не Бог и далее в виде формулы: «Я не знаю, верую ли я» (К. Ясперс, Смысл и назначение истории, М., «Республика», 1994 г.). 5) Но это преподаватели духовной академии. Если говорить о населении РФ в целом, то, насколько я знаю, исполняют православные обряды ~ 3% населения; Будучи автором наиболее часто издаваемой в СНГ методики рекламы и PR и периодически проводя глубинные интервью, могу сказать, что, в отличие от упомянутых выше преподавателей духовной академии, мышление большинства соотечественников - за редчайшими исключениями - представляет собой некую «пёструю смесь»: - непроработанных детских психотравм, обид и т.п.; - навязанных социумом взрослых «хотелок» (С) В.С. Черномырдин; - отдельных фраз из христианских текстов (без знания их истории, интерпретаций); - «модных фраз», например, из буддизма и т.п.; - высказываний авторитетных для человека лиц; - суеверий; - народных примет / поговорок; - эффектов бытового мышления и т.п. Для создания грамотной рекламы - это не более, чем исходное сырьё. 6) Но, например, когда дело касается научной деятельности, особенно в области относительно новых научно-прикладных дисциплин: менеджмент, маркетинг, либо традиционных дисциплин гуманитарного цикла: философия, этика, эстетика, культурология, психология и т.п., то перенос «пёстрой смеси» в науку НЕ даёт результатов - то есть, новых и полезных идей. Или: когда человек пользуется некими религиозными положениями или даже «пёстрой смесью» в своей личной жизни - что называется «без комментариев», поскольку это помогает человеку жить / выживать. Но, как только человек пытается делиться результатами для других и пересекает невидимую, но существующую границу между системами: РЕЛИГИЯ I НАУКА - меняются правила игры, меняются критерии оценки. Масса людей, имеющих высшее образование, этого не чувствуют. Примеры? См. любой сборник трудов Конференций по названным выше направлениям. Можно привести нерелигиозный пример: есть масса ТВ-шоу, построенных по правилам дурного, но всё же ИСКУССТВА (точнее - драматургии). Ожидать от ТВ-дискуссий хотя бы постановки, а уж тем более решения проблем - нельзя. Это область ТЕХНОЛОГИЙ, которым тележурналистов не учат и в ближайшие годы учить не будут. 7) Учитывая пункт 3.2.), я никогда не интересуюсь при обучении / консультациях верой Клиента, но некоторые считают нужным сообщить мне об этом... Специальных исследований я не проводил, но по наблюдениям с 1979 года, в тех случаях, когда мне была известна вера человека, никаких данных, что это помогает или, наоборот, мешает решению творческих / научных задач, у меня нет. Ещё раз акцентирую: специальных исследований по последнему вопросу я не проводил. Резюмирую своё понимание вопроса «Соотношение религии и творчества» в виде пары взаимосвязанных гипотез: а) Чувства верующих / неверующих следует уважать; б) Вера может вдохновлять, может налагать «табу» - но это личная жизнь человека и не более того; в) Механический (автоматический) перенос принципов любого направления-1 в область любого другого направления-2 (см. пункт 2), как правило, творчески неплодотворен; г) Вероятно, такой перенос возможен (то есть, здесь нет принципиальных запретов), но требует иного уровня Мастерства переносящего… Творческих успехов! См. также: Определение новизны и полезности результатов по И.Л. Викентьеву |
С 08 сентября 2024 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 42 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;
3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
Следующая, 55-я конференция «Стратегии творчества» пройдет 22 декабря 2024 года (воскресенье) в онлайн-формате. Следите за новостями на сайте, чтобы не пропустить актуальной информации.
Регистрация на конференцию: https://vikent.ru/konf/
Страница конференции во ВКонтакте: https://vk.com/vikent_konf
Более 150 докладов прошлых лет можно посмотреть на нашем YouTube-канале.
102 термина, 204 примера, 108 рекомендованных видео и более 1300 исследовательских тем для тех, кто готов вести творческие проекты.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию словаря вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Выпущено четвертое издание (и первое в печатном виде) справочника «Введение в ТРИЗ: основные понятия и подходы» с работами Генриха Сауловича Альтшуллера.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию книги вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Более 18800 подписчиков, более 1000 видео по теории творчества и более 150 докладов с цикла конференций «Стратегии Творчества». Присоединяйтесь и изучайте творчество вместе с нами.
«VIKENT.RU - портал И.Л. Викентьева: Творчество, Креатив, ТРИЗ»
Портал VIKENT.RU продолжает в ежедневном формате публикации в соцсетях:
«Новости изучения креатива» во ВКонтакте
«Конференция VIKENT.RU Стратегии творчества» во ВКонтакте
«Творческие личности и коллективы» на Facebook
Мы обновили «Видео-задачника проекта VIKENT.RU» и добавили в него 12 новых задач, доведя их общее число до 36. Добавьте его бесплатно в свою библиотеку на сайте издательства «LIVREZON» и участвуйте в софинансировании проекта VIKENT.RU.
В соц. сети ВКОНТАКТЕ открыта группа: «Новости изучения креатива | творчества», а в Facebook группа: «Творческие личности и коллективы» по материалам портала VIKENT.RU - крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов. На портал постепенно выкладываются более 50 000 материалов, посвященных этой тематике.
В отличие от новостей на самом портале VIKENT.RU, здесь преимущественно публикуются анонсы материалов по креативным личностям / коллективам и эффектам творчества – как усиливающим, так и ослабляющим его…
Можно уверенно рекомендовать группы интеллектуальным и креативным знакомым:
«Новости изучения креатива | творчества» | |
«Творческие личности и коллективы» |
Группа: «Новости изучения креатива | творчества»