Вопрос | Ответ |
28.11.2011
Серия однотипных вопросов, заданных во время Исследования Vikent.ru-01
Как перестроить школьное обучение, чтоб оно не убивало, а продуцировало таланты? |
Викентьев И.Л.
Уважаемые Коллеги!
Бывает, что когда на очередном ток-шоу очередной депутат «плывёт», то на вопрос: «А кто будет следить за исполнением плохо продуманного и предлагаемого Вами закона?», он обычно отвечает: «Как кто? Милиция / полиция!»…
Аналогично с образованием: а давайте ещё увеличим нагрузку на учителей! Они не только должны учить программе детей алкоголиков (частое явление), но и творчеством с детьми заниматься!
Но, учитывая существующую загрузку, реально ожидать от хорошего учителя примерно следующего.
Учитель может:
а) периодически акцентировать, что есть нетворческие, а есть творческие занятия;
б) заметить интересующихся / способных учеников и ободрять их;
в) направить наиболее талантливых учеников на олимпиаду или конкурс;
в) порекомендовать интересующимся дополнительно к программе: книгу, сайт, кружок или другого педагога, работающего в системе дополнительного образования и т.п.
Говорить о серьёзном обучении творчеству (а иначе – бессмысленно) в рамках даже хорошей школы затруднительно, поскольку:
1) Школа занимается обучением проверенным, консервативным и, как правило, устаревающим моделям мышления / поведения.
Профессиональное творчество – это не столько следование библейскому «по образу и подобию», сколько н а р у ш е н и е существующих канонов.
Совмещение двух разных культур: «классики» и «авангарда» в пределах одной площадки = инструмент порождения конфликтов.
2) Требуется нешуточная квалификация самого педагога, а именно:
а) Наличие собственных творческих достижений нерайонного уровня; б) Владение современными методиками творчества (учитывая, что такого качественного курса нет даже в престижных университетах США, Европы и России); в) Личный опыт в решении творческих задач определённых классов; г) Знание рисков, связанных с творческой деятельностью и т.п.
3) Для выработки творческо-интеллектуальных навыков нужны сотни часов – см., например, экспериментальные данные Г.С. Альтшуллера.
Поэтому, в 2011 году скорее реальны: внешкольные методы работы; обучение во время каникул; Internet-проекты без ошибок, которые регулярно допускаются в социальных сетях в группах, претендующих на «творчество», «развитие» и т.п.
И ещё. Я не говорил о начальных уровнях творчества в стиле: вот если эту спичку переложить вот так, то у коровки, выложенной из спичек, хвостик будет поднят и от этого она станет весёлой! (пример взят из олимпиады «по творчеству» для школьников «культурной столицы»).
Квалифицированных попыток «внедрить», например, ТРИЗ в школы СНГ за последние 30 лет мне, к сожалению, не известно…
Cм. также: Развитие творческих способностей в зарубежных школах – сводка В.П. Эфроимсона |
С 08 сентября 2024 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 42 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;
3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
Следующая, 55-я конференция «Стратегии творчества» пройдет 22 декабря 2024 года (воскресенье) в онлайн-формате. Следите за новостями на сайте, чтобы не пропустить актуальной информации.
Регистрация на конференцию: https://vikent.ru/konf/
Страница конференции во ВКонтакте: https://vk.com/vikent_konf
Более 150 докладов прошлых лет можно посмотреть на нашем YouTube-канале.
102 термина, 204 примера, 108 рекомендованных видео и более 1300 исследовательских тем для тех, кто готов вести творческие проекты.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию словаря вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Выпущено четвертое издание (и первое в печатном виде) справочника «Введение в ТРИЗ: основные понятия и подходы» с работами Генриха Сауловича Альтшуллера.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию книги вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Более 18800 подписчиков, более 1000 видео по теории творчества и более 150 докладов с цикла конференций «Стратегии Творчества». Присоединяйтесь и изучайте творчество вместе с нами.
«VIKENT.RU - портал И.Л. Викентьева: Творчество, Креатив, ТРИЗ»
Портал VIKENT.RU продолжает в ежедневном формате публикации в соцсетях:
«Новости изучения креатива» во ВКонтакте
«Конференция VIKENT.RU Стратегии творчества» во ВКонтакте
«Творческие личности и коллективы» на Facebook
Мы обновили «Видео-задачника проекта VIKENT.RU» и добавили в него 12 новых задач, доведя их общее число до 36. Добавьте его бесплатно в свою библиотеку на сайте издательства «LIVREZON» и участвуйте в софинансировании проекта VIKENT.RU.
В соц. сети ВКОНТАКТЕ открыта группа: «Новости изучения креатива | творчества», а в Facebook группа: «Творческие личности и коллективы» по материалам портала VIKENT.RU - крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов. На портал постепенно выкладываются более 50 000 материалов, посвященных этой тематике.
В отличие от новостей на самом портале VIKENT.RU, здесь преимущественно публикуются анонсы материалов по креативным личностям / коллективам и эффектам творчества – как усиливающим, так и ослабляющим его…
Можно уверенно рекомендовать группы интеллектуальным и креативным знакомым:
«Новости изучения креатива | творчества» | |
«Творческие личности и коллективы» |
Группа: «Новости изучения креатива | творчества»