Может ли школа производить таланты?

Справка Справка
Вопрос Ответ
28.11.2011
Серия однотипных вопросов, заданных во время Исследования Vikent.ru-01

Как перестроить школьное обучение, чтоб оно не убивало, а продуцировало таланты?

Викентьев И.Л.

Уважаемые Коллеги!

 

 

Бывает,  что когда на очередном ток-шоу очередной депутат «плывёт», то на вопрос: «А кто будет следить за исполнением плохо продуманного и предлагаемого Вами закона?», он обычно отвечает: «Как кто? Милиция / полиция!»…

 

Аналогично с образованием: а давайте ещё увеличим нагрузку на учителей! Они не только должны учить программе детей алкоголиков (частое явление), но и творчеством с детьми заниматься!

 

Но, учитывая существующую загрузку, реально ожидать от хорошего учителя примерно следующего.

 

Учитель может:

 

а) периодически акцентировать, что есть нетворческие, а есть творческие занятия;

 

б) заметить интересующихся / способных учеников и ободрять их;

 

в) направить наиболее талантливых учеников на олимпиаду или конкурс;

 

в) порекомендовать интересующимся дополнительно к программе:  книгу, сайт,  кружок или другого педагога, работающего в системе дополнительного образования и т.п.

 

 

Говорить о серьёзном обучении творчеству (а иначе – бессмысленно) в рамках даже хорошей школы затруднительно, поскольку:

 

1) Школа занимается обучением проверенным, консервативным и, как правило, устаревающим моделям мышления / поведения.

 

Профессиональное творчество – это не столько следование библейскому «по образу и подобию», сколько  н а р у ш е н и е  существующих канонов.

 

Совмещение двух разных культур: «классики» и «авангарда» в пределах одной площадки = инструмент порождения конфликтов.

 

2) Требуется нешуточная квалификация самого педагога, а именно:

 

а) Наличие собственных творческих достижений нерайонного уровня;

б) Владение современными методиками творчества (учитывая, что такого качественного курса нет даже в престижных университетах США, Европы и России);

в) Личный опыт в решении творческих задач определённых классов;

г) Знание рисков, связанных с творческой деятельностью и т.п.

 

3) Для выработки творческо-интеллектуальных навыков нужны сотни часов – см., например, экспериментальные данные Г.С. Альтшуллера.  

 

Поэтому, в 2011 году скорее реальны: внешкольные методы работы; обучение во время каникул; Internet-проекты без ошибок, которые регулярно допускаются в социальных сетях в группах,  претендующих на «творчество», «развитие» и т.п.

 

 

И ещё. Я не говорил о начальных уровнях творчества в стиле: вот если эту спичку переложить вот так, то у коровки, выложенной из спичек,  хвостик будет поднят и от этого она станет весёлой! (пример взят из олимпиады «по творчеству» для школьников «культурной столицы»).

 

Квалифицированных попыток «внедрить», например, ТРИЗ в школы СНГ  за последние 30 лет мне, к сожалению, не известно…

 

Cм. также:

Развитие творческих способностей в зарубежных школах – сводка В.П. Эфроимсона

Новости
Случайная цитата
  • Создание спектаклей по Ю.П. Любимову
    Актёр Театра на Таганке (гл. режиссер Ю.П. Любимов) вспоминает о технологии  создания спектаклей в этом театре: «- Как Любимов придумывал спектакли?- Для Любимова очень важно было соавторство. Импульсы он получал от своих авторитетов. Это - близкие ему люди вне и внутри театра. Часто художники, скульпторы - все, кого он звал, - работали бесплатно: для него было не жалко. Когда задумывался спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» по книге Джона Рида, он обратился ко всем, кто умеет что-нибуд...