Антропоморфные метафоры / представления по А.В. Перцеву [продолжение]

Начало »

 

Эта детская формула - «Там всё также, как у меня, только совсем другое» - вполне описывает суть любого мировоззрения. И детского, и наивно-дикарского, и самого что ни на есть научного. Всё тот же ребёнок продолжает говорить устами учёного мужа: «Образно говоря, строение вещества очень напоминает русскую матрёшку, которая находится внутри большей и сама содержит ряд все меньших».

При помощи этого наглядного образа до гуманитариев доводится великое физическое знание о том, что вещество состоит из молекул, молекулы - из атомов, атомы - из элементарных частиц, а частицы эти - из кварков. Профессор-физик делает вид, будто использует образ матрёшки вынужденно - только для наставления профанов. Что поделаешь, они привыкли мыслить матрёшками - сущие дети! Приходится приспосабливаться к их наивным представлениям... Но собственные представления физика - ничуть не лучше. Любая физическая теория - это всего лишь несколько более сложные рассуждения о матрёшках. Это такой же плод фантазии, не имеющий прямого отношения к опыту, на который точные науки любят ссылаться, как на свою надёжную базу.

Тот, кто знаком с философией логического анализа, вполне поймёт, о чем речь, когда прочтёт следующие рассуждения Б. Рассела о философии, которая соответствовала бы представлениям физики XX века:

«Для философа очень важна в теории относительности замена пространства и времени пространством-временем. Обыденный здравый смысл считает, что физический мир состоит из «вещей», которые сохраняются в течение некоторого периода времени и движутся в пространстве.
Философия и физика развили понятие «вещь» в понятие «материальная субстанция» и считают, что материальная субстанция состоит из очень малых частиц, существующих вечно.
Эйнштейн заменил частицы событиями; но при этом каждое событие, по Эйнштейну, находится к каждому другому событию в некотором отношении, названном «интервалом», который различными способами может быть разложен на временной элемент и элемент пространственный.
Выбор между этими различными способами произвольный, и ни один из них теоретически не является предпочтительным.
Если даны два события А и В в различных областях, то может оказаться, что соответственно одному соглашению они будут одновременными, соответственно другому - А раньше, чем В, соответственно третьему - В раньше, чем А.
Этим различным соглашениям не соответствуют никакие физические факты. Казалось бы, из всего этого следует, что материалом (stuff) физики должны являться события, а не частицы.
То, что раньше считали частицей, надо будет рассматривать как ряд событий.
Ряд событий, заменяющий частицу, имеет важные физические свойства и потому должен быть нами рассмотрен.
Но у данного ряда событий не больше субстанциональности, чем у любого другого ряда событий, который мы можем произвольно выбрать.
Таким образом, «материя» является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино. Квантовая теория усиливает это заключение, но основное её философское значение состоит в том, что она рассматривает физические явления как возможно прерывные.
Она предполагает, что в атоме (интерпретированном в вышеописанном смысле) некоторое время имеет место определённое устойчивое состояние, а затем внезапно оно заменяется другим устойчивым состоянием, которое отличается от первого на конечную величину.
Раньше всегда принимали, что движение непрерывно, но, как выяснилось, это был просто предрассудок.
Философия на основе квантовой теории, однако, до сих пор развита недостаточно. Мне кажется, что она потребует ещё более радикального отхода от традиционного учения о времени и пространстве, чем потребовала теория относительности». (Бертран Рассел, История западной философии)».

Перцев А.В., Душа в дебрях технологий, М., «Академический проект»; Екатеринбург «Деловая книга», 2004 г., с. 84-88.