Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Ошибки при построении моделейОшибки при построении научных моделей
Психология творчестваПсихология творчества
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Ошибки при построении моделейОшибки при построении научных моделей
Психология творчестваПсихология творчества
X
«1. Признание наличия чуда, тайны (многих тайн), учёного незнания, сохранение способности удивляться. Уважительное отношение к тайне: не раскрыть, а прикоснуться к ней, сделать более ощутимой (И. Кант).
2. Ценность и неповторимость индивидуальности. Внимание к case history: А.Р. Лурия, Оливер Сакс, Ф.М. Достоевский, В.В. Набоков. Длительный психоанализ, психотерапия. Мемуары, исповеди, эпистолярное наследство (не SMSки).
3. Доминанта на лицо другого (А.А. Ухтомский, Эм. Левинас, М. Бубер, М.М. Бахтин,
Ф.Д. Горбов: Лицо - слово. Лицо - душа тела. Я - другой, Я - Ты, Я - второе Я и т. д.).
4. Религия - Вера: На том стою и не могу иначе. Верую, ибо абсурдно. Наука - Сомнение: Исследование психологов было бы более легким, более точным, если бы Бог не был неясной переменной величиной. (Американский психотерапевт Томас Грининг)
5. Чувство юмора. Ирония (к самому себе в первую очередь). Рефлексия! Преодоление тщеславия, гордыни: не выглядеть так, будто подоил сам себя. «Тщеславие - смерть мысли»
(Л. Витгенштейн).
6. Принцип сочувствия в науке - отношение к коллегам, не спешить с оценками других теорий, фактов, методов, рискованно отвергать их с порога (С.В. Мейен). Принцип фальсификации в науке (К. Попер). Готовность к критике.
8. Помнить, что человек всегда больше того, что мы можем о нем сказать, узнать и понять.
9. Недопустимость заочного определения человека - ни отрицательного, ни положительного.
10. Недопустимость дикого психоанализа и вообще поспешного самоанализа, как и поспешного построения Я-концепции. Лучшая Я-концепция не до, а после: Ай да Пушкин, ай да сукин сын. Сказано после написания «Бориса Годунова». Неплохо и смирение: Я - слуга и орган духа (А.А. Ухтомский).
11. Забота о себе и познание себя. Нужно познавать себя не в зеркале, а в глазах других (Платон). Или: ирония В. Гёте:
Познай себя. Что толку в том…
Познаешь, а куда бежать потом?
В античности забота о себе - не эгоистическое самоутверждение, не уход в себя, а совокупность требований духовности, все преобразования себя, которые нужны для получения доступа к истине. А.А. Ухтомский называл внимание духу одной из главных доминант души. Что касается предписания дельфийского оракула «познай самого себя», то это не принцип самопознания, а нечто вроде психотехнического приёма желательно скромной оценки успешности продвижения по пути заботы о себе, по сути, по пути самосозидания и самостроительства.
12. Многозначность понятий интериоризации и экстериоризации: Впечатывание и Осознание (впустить в себя или преодолеть; очиститься; актуализировать или удержаться). Интериоризация - не только вращивание, но и выращивание; экстериоризация - завершающий акт творчества.
13. Доверие не только Рацио, но Эмоции. Эмоциональный интеллект и интеллектуальные эмоции.
14. Помнить, что все живое упорно сопротивляется концептуализации, но живой взгляд - её условие. Как Живое вещество (В.И. Вернадский ) в сочетании с Живым движением (Н.А. Бернштейн ) по рождают Живую душу? Или: Душа это дар моего духа другому (М.М. Бахтин)?
15. Внимание к истории, к распискам мысли. Науку ещё никому не удалось начать с себя. История психологии - не поле брани, усеянное телами умственно отсталых предшественников. Историзм столь же важен, как и самостоятельность. Без них вообще не может быть научной школы.
16. Помнить, что человек создан не для удобства экспериментаторов, управленцев, манипуляторов и других практиков работы с ним. Пора преодолеть гордыню и претензию на формирование нового человека, личности (кто уполномочил и по чьему образу?). Личность - человек исторический, её синонимом является свобода, притом не всякая, а сопровождаемая чувством ответственности и вины. А.Ф. Лосев говорил, что личность есть тайна, чудо, миф. П.А. Флоренский считал, что личность есть предел самопостроения. Формировать её никому не дано, а манипулировать ею трудно. Легче сломать или уничтожить. Извне сформированная «личность» - это не более чем наличность того, кто её сформировал».
Зинченко В.П., О методологической культуре психологов (от монизма к плюрализму). В журнале «Культурно-историческая психология» 2012 г., Том 8, № 1, с. 59–68.
Данный текст доказывает – судя по другим публикациям его Автора – что собранные
«в кучу» упоминания умных цитат НЕ работают.
Выполнение новых ТРИЗ-разработок по Г.С. Альтшуллеру.