Открытия в области музыки…
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
Открытия в области музыки…
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
Впервые спектакль поставлен в 1992 году в Москве в зале, рассчитанном на 40 мест в подвале дома, где жил композитор.
Либретто спектакля составлено из мистических и религиозных текстов разных стран и народов.
Главное в спектакле не актёры, а создание музыкально-звукового пространства. Первые варианты либретто были написаны Алексеем Рыбниковым на основе «Розы Мира» Даниила Андреева.
Но, «...чем больше я вчитывался, тем больше оккультная философия, заложенная в основу «Розы мира», отталкивала меня. Не было в этом теплоты и любви взгляда на мир верующего человека. Оставаться наедине с моим новым героем Даниилом мне стало неуютно и тяжело.
А впрочем, почему нужно ограничивать себя только Даниилом Андреевым? А Мандельштам, погибший в лагерях, а о. Сергий Булгаков, заточённый за веру, а уничтоженная Цветаева, а Розанов... да, впрочем, все поэты Серебряного века, даже не подвергаясь гонениям, в своих стихах, в своих произведениях бежали из окружающего их мира.
Торквато Тассо в неволе писал свои стихи. Да и сам Данте прятал «Божественную комедию» на чердаке, спасая рукопись от преследователей...
Но даже и их творчеством я не стал ограничиваться. Я начал аж с шумерской клинописи, потом включил в «Литургию» китайские духовные тексты «Жёлтого неба», «Махабхараты» и, конечно, Старого и Нового Заветов. Ни много ни мало практически суммировал весь духовный опыт человечества в его общении с иными мирами. И ничего амбициозного в этом нет. Это может сделать каждый, просто взяв и почитав книги, стоящие у него в шкафу. Правда, для этого нужно сначала эти книги купить. А в наше время скачать в свою электронную книгу из Интернета.
Так или иначе, работу, начатую год назад, в 1983-м на подмосковной даче в Снегирях, я продолжал в Эстонии, мечтая навсегда переселиться в эти края. Но в Палмсе с покупкой дома не получалось. В заповеднике нельзя! Тогда решили съездить на остров Сааремаа».
Рыбников А.Л., Коридор для слонов, М., «Эксмо», 2015 г., с. 82-84.
«Осень 86-го года. Я стараюсь продолжать писать «Литургию», хотя, если честно, работа замерла. Были написаны сцены светлых миров рая, темных мучилищ подземных миров, сцена Голгофы, лирические картины. Многие тексты для этих эпизодов я «добывал» в букинистических и антикварных магазинах или брал машинописные копии «посевовских» изданий, потому что Набокова, Ремизова, Розанова, Майстера Экхарта, Якоба Бёме, тибетской «Книги мёртвых», конечно, в обычных магазинах не было. Некоторые тексты были даже из книг, изданных в конце XVIII - начале XIX века.
Книги находил по наитию, иначе это и не назовёшь. Шёл в один из букинистических, смотрел на полки, витрины, почему-то сразу чувствовал «своих» авторов, брал книгу в руки, листал, находил нужные мне слова. Стихи для «Подземного Петербурга» нашёл у Мандельштама, описание реакции демонических сил на видение Голгофы у Ремизова.
А вот стихов на сцену «Восхождения ада», когда демоны и бесы идут походом на поверхность земли и воздвигают престол антибога в точном соответствии с каноническими сюжетами Апокалипсиса, я найти не мог. Это потом я прочитал «Адрес дьяволу» Роберта Бёрнса и тексты из «Махабхараты». Они оказались как будто специально написаны для этого эпизода. Но тогда дело застопорилось».
Рыбников А.Л., Коридор для слонов, М., «Эксмо», 2015 г., с. 116.
«Загадочные слова мне сказал один из зрителей. Почти каждый подходил ко мне после спектакля и пытался что-то сказать о своих ощущениях. А этот вдруг: «Алексей, это только начало большой работы. Произведение не закончено. Будет ли продолжение?»
Какое продолжение? Я почти десять лет работал над «Литургией» и созданием театра. И теперь наконец пожинал плоды в виде искреннего признания и даже восхищения зрителей, ведь казалось, я всё уже сделал. Я ничего не ответил на эту, как мне казалось, нелепость.
Но слова запали глубоко в душу. И теперь, спустя 30 лет после начала работы, когда написаны ещё три музыкальные и три литературные части всего цикла, мне есть чем ответить этому неизвестному мне человеку. Да только где он теперь?
- Это нельзя показывать в обычном театре. Или так, вот в таком вот пространстве, или в огромном, как стадион.
Ничего точнее этих слов Никиты Михалкова сказать про наше действо было нельзя. Он бывал в нашем театре, по-моему, не раз и не два. Смотрел очень внимательно и, по сути, признал, что мы сотворили нечто, не соотносимое с понятиями обычного театра.
Его слова оказались пророческими. Показав спектакль несколько десятков раз, мы поняли, что надо двигаться дальше. Сорока зрителей явно мало. Но выбраться из подвала казалось совсем фантастической идеей. Нужна была другая по классу аппаратура и сценическое оборудование. Снова занимать? Ну, уж нет уж! Хватит. Хорошо, что живы остались».
Рыбников А.Л., Коридор для слонов, М., «Эксмо», 2015 г., с. 182-183.