Изменённые состояния сознания человека
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Изменённые состояния сознания человека
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
«Иоанн Лествичник называет уже ставшие к времени его жизни традиционные средства этого восхождения - молитва и покаяние, которые очищают душу, просветляют и просвещают изнутри. Это святоотеческая «азбука» духовного восхождения.
На русской почве эта идея была осмыслена и развита преподобным Нилом Сорским (XV век), учение которого вобрали и растворили в своих религиозно-философских построениях А.С. Хомяков, В.В. Зеньковский, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский и др.
Составленный Нилом Сорским «Устав о скитской жизни» даст нам полное представление о «лествице» духовного восхождения русских монахов, в главных чертах дошедшей до XX века.
Основным методом духовно-нравственного воспитания он считал многократную молитву, соединяющую монаха-послушника с источником нравственного просвещения - Богом.
Молитва необходима, чтобы «блюсти сердце» и тот, кто овладел этим умением, взошёл, по словам Нила Сорского, на первую ступень «лествицы» духовного совершенствования.
Вторая ступень восхождения заключается в овладении умением управлять («умертвлять») своими страстями и заключается в многократных упражнениях, в духовной работе по очищению и
возвышению души к источнику истины и любви-богу.
В основной перечень упражнений им включалось: чтение духовных книг, рукоделие, пение псалмов, служение (занятия из послушания), всенощное стояние и т. д.
Третья ступень - овладение искусством «ум блюсти в сердце», что достигалось средствами непрерывной безмолвной молитвы, рассматриваемой как «умное делание» (исихия). Послушник должен был уметь соединить умственную образованность с духовно-нравственной воспитанностью («собрать ум в сердце»).
Эта третья ступень Нилом Сорским называлась «высшим чином делания духовного». Далее - на вершине лествицы - достижение благодати Святого Духа, того совершенного состояния, которое достигали лишь величайшие христианские подвижники. Это - «горняя» высота духовного восхождения по христианским воззрениям.
На каждой ступени духовного восхождения воспитанник должен вести борьбу с главными страстными помыслами. Средства этой борьбы различаются смотря по мере и степени нравственного совер-шенства.
Нил Сорский называет восемь «страстных помыслов»:
1) чревообъедение;
2) блуд;
3) сребролюбие;
4) гнев;
5) печаль;
6) уныние;
7) тщеславие;
8) гордость.
Лишь преодоление их позволяет идти по пути духовного совершенствования. Первые две страсти - телесные, последующие - душевные.
Для телесных страстей Нилом Сорским предлагался контроль за мерой пищи, временем пищи, соблюдение постов, подчинение тела духу. Для искоренения душевных страстей предлагалось оживить в себе «образ Божий» и собственное обещание пребывать в целомудрии и чистоте, размышлять о себе самом, о том образе и звании, в каком находишься, призывать в молитвах на помощь тех знаменитых святых и подвижников, которые поднялись на вершину духовной «лествицы», не желать никаких стяжений (вещей, богатств и пр.), не гневаться и не творить зла ближнему, изгонять из сердца скорбь молитвой, чтением, общением и беседами с людьми духовной жизни; самый серьезный духовный акт подвижника - преодоление уныния.
В традициях святоотеческого предания Нил Сорский учил, что благодушное перенесение скорбей возводит к высшему совершенству, что постоянные аскетические упражнения снимают негативные воздействия на душу лести, похвалы, чествования и пр., учат ставить себя ниже всех, любить молчание, не выставлять себя, быть в трудах, бороться с собственным высокосердием, кичливостью и т. п.
В русских православных монастырях послушники следовали правилам духовного совершенствования, поднимаясь по ступеням этой «лествицы». Пример их жизни был перед глазами простых русских людей не одно столетие. Идея духовно-нравственного
совершенствования, понятно, не в форме трактатов, глубоко проникла в жизнь русского крестьянства и укоренилась в ней. Этот факт отмечен был славянофилами и такими художниками слова, как Гоголь, Толстой, Лесков, и религиозными философами XIX-XX веков Е. Трубецким,
Н. Лосским, Н. Бердяевым и др. Православное учение тысячелетие выковывало целостный характер народной морали.
По народно-православным взглядам нравственно-духовное восхождение начиналось с семьи и церкви, после первой исповеди, осуществляющейся в семилетнем возрасте, и школы. Начальное образование в России столетиями было традиционно связано с религией. Само содержание образования во всех слоях населения, в том числе и крестьянских, носило ярко выраженный религиозный характер. В XVIII-XIX веках для обучения детей пользовались азбуками, букварями, псалтырями и часовниками, издаваемыми официальными церковными или синодальной типографиями. Складывалась особая русская традиция обучения. Среди книг, предназначенных для изучения и переписывания, преобладали сочинения духовно-нравственного содержания, включая переводы византийских авторов Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника и др.
Русское крестьянство, как показали исследования последних лет, было в XIX - начале XX века достаточно грамотно и образовано, чтобы самостоятельно знакомиться с духовно-нравственными сочинениями. Вкус к душеполезному чтению прививался в семьях, школах, домах священников, где постоянно обучалось, как правило, 10-15 мальчиков.
Учителя так называемых «вольных» школ выби-рались общиною, причём на первое место ставились религиозно- нравственные качества учителя, умение обучать чтению и пониманию духовных книг, житий святых».
Кларин В.М., Петров В.М., Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX веков, М., 1996 г., с. 87-90.