Преследование инакомыслящих в древности - описание Эрнеста Ренана

Преследование инакомыслящих: будь то учёные с их новыми идеями, или христиане с их  новой религией, началось не вчера – вот описание, посвящённое нравам древней Греции и древнего Рима:

«Для тех из завоёванных стран, в которых политических требований не существовало уже в течение веков и которые теряли лишь право терзать самих себя постоянными войнами, империя была эрою такого процветания и такого благосостояния и, без всякого парадокса можно прибавить, такой свободы, каких они до тех пор никогда не знали. С одной стороны, стала возможна свобода торговли и промышленности, о чем греческие республики не имели никакого понятия; с другой стороны, свобода мысли приносила новому режиму только выгоду.

Свобода мысли всегда лучше уживается с царём или князем, нежели с ревнивой и ограниченной буржуазией. Древним республикам она была неизвестна. Греки и без неё совершили много великого, благодаря несравненной силе своего гения; но не следует забывать, что Афины имели свою инквизицию. Инквизитором был архонт-царь; инквизиционным судом был царский портик, откуда выносились обвинения в нечестии. Приговоры этого рода были весьма многочисленны; защитительные речи против них чаще всего попадаются у аттических ораторов. Карались смертью не только такого рода философские преступления, как отрицание Бога или Провидения, но даже самые лёгкие посягательства на культ города, проповедование иностранных религий, самые невинные нарушения мелочного законодательства мистерий.

Боги, которых Аристофан высмеивал на сцене, иногда убивали. Они убили Сократа; они едва не убили Алкивиада. Анаксагор, Протагор, Фёодор Атеист, Диагор из Мелоса, Продик из Цеоса, Стильпон, Аристотель, Феофраст, Аспасия, Эврипид подвергались более или менее серьёзным преследованиям. В общем, свобода мысли была плодом царств, образованных македонским завоеванием. […]

Птолемеи первые дали мыслителям облегчения, каких им не предоставляла ни одна из древних республик. Римская империя сохранила ту же традицию. При империи имел место не один акт произвола, направленный против философов, но это всегда происходило от того, что они занимались политикой. В собрании римских законов до Константина мы тщетно искали хотя бы один текст против свободы мысли, в истории императоров не было примера процесса против отвлечённой доктрины. Ни одного учёного не преследовали.

Люди, которых в средние века сожгли бы на костре, как, например, Гален, Лукиан, Плотин, жили спокойно под покровительством закона. Империя открыла период свободы в том смысле, что она уничтожила абсолютную верховную власть семьи, города, племени и заменила или смягчила их верховной властью государства. Абсолютная же власть тем стеснительнее, чем ограниченнее круг, которому она принадлежит. Древние республики, феодальная система гораздо больше, нежели государство, тиранизировали индивидуума. Правда, в некоторые эпохи империя строго преследовала христианство, но всё же она его не уничтожила. Республики же сделали бы его невозможным; одного иудаизма, если бы он, в свою очередь, не подвергался давлению со стороны римской власти, было бы достаточно, чтобы задушить его. Римские чиновники помешали фарисеям убить христианство».

Эрнест Ренан, Жизнь Иисуса. Апостолы, Минск, «Беларусь», 1991 г., с. 350-352.

 

Умение держать удар.