Связь секса и творчества по М.И. Веллеру

«Секс и творчество. В сущности, любая человеческая деятельность носит творческий, «разумно-изобретательный» характер - и чем эта деятельность «более творческая», тем творец более могуче-похотлив. Есть такая милая закономерность, замеченная давно. То есть не всякий половой гигант - гений, но среди гениев очень велик процент половых гигантов. […]

Великий физик Ландау не пропускал ни одной юбки и набирал сотрудниц исключительно по принципу сексуальной привлекательности, справедливо полагая, что по сравнению с ним в физике они все равно мелкие тупицы. Не менее великий физик Оппенгеймер норовил совокупиться с любым женским существом в пределах досягаемости.

Тургенев зашёл в гости к Дюма и обнаружил его катающим очередной роман, в то время как на коленях у него шалит полуобнажённая блондинка. «Александр, а она, гм, не мешает тебе работать? - Отнюдь, - жизнерадостно отвечал Дюма, - если бы на втором колене у меня сидела вторая такая же, я бы работал в два раза быстрее».

Распутство поэтов, художников, музыкантов - тема неисчерпаемая. Пушкин и Некрасов, Толстой и Достоевский, Бунин и Блок - это в великой-то и считающейся целомудренной русской литературе. Что ж говорить о да Винчи, Рембо и прочих Пикассо.

Творец - человек с повышенной нервной энергетикой, он работает на сильнейшем перевозбуждении, и очаг этого перевозбуждения «плавает» по коре мозга. (См. подробнее: Механизмы доминанты по А.А. Ухтомскому  – Прим. И.Л. Викентьева). А по силе это возбуждение соизмеримо с сексуальным, по абсолютной величине они близки. И ощущения такой же силы, как он получает в творчестве - он жаждет вообще, во всём, и в сексе в первую очередь - наслаждение, экстаз, эйфория. Здесь в мозгу происходят сходные химические процессы, гуляют те же элементы в тех же концентрациях.

Творчество и секс, если брать на уровне ощущений и физиологии мозга - это своего рода наркомания. Ты возбуждаешься на одном - и переезжаешь на другое с той же силой. А кроме того, секс - это наилучший способ снятия нервного перевозбуждения после творчества, что с кокетливой мужской прямотой справедливо отметил Хемингуэй. Ты перетягиваешь очаг возбуждения на другое место, и там его сбрасываешь и гасишь.

Пишешь картину - и вдруг хочется бабу. Лежишь с бабой - и вдруг осеняет идея, и вскакиваешь писать картину. А творчество - это акт не волевой, а интуитивный, а интуиция требует некоторой расслабленности, ты отдаёшься на волю своих чувств, и если чувство хочет бабу, а ты ему фигу вместо бабы, то можно, конечно, заставить себя перестать о Ней думать и «сублимировать», но чаще - организм говорит тебе: «Твори, падла, сам, а я хочу бабу, ну ужасно хочу, дай, не могу о другом думать». Даёт. Кувыркается. Работает.

Что такое «богема» с её распутством? Это образ жизни художников - только без их творчества. Внешние-то детали прихлебатели секли отлично, и очень их это устраивало, они вообще образ жизни художника и считали сутью. А что делать - таланта нет, а жизни художнической хочется. Аскеты и одиночки, «сублиматоры» типа Микельанджело и Ван-Гога - те немногие исключения, которые вечно подтверждают общее правило.

 

Продолжение »