Появление, возникновение доказательств в математике в Древней Греции

«Ни в египетских, ни в вавилонских текстах мы не находим ничего, что хотя бы  отдалённо было похоже на математическое доказательство.

Понятие о  доказательстве ввели греки, и это является их величайшей заслугой. Какими-то  наводящими соображениями при получении новой формулы люди, очевидно,  пользовались и раньше, мы даже приводили пример грубо неверной формулы (для  площади неправильных четырехугольников у египтян), явно полученной из внешне  правдоподобных «общих соображений». Но только греки стали относиться к этим наводящим соображениям с той серьёзностью, которой они заслуживают, стали анализировать эти соображения с точки зрения их убедительности и ввели принцип, согласно которому каждое утверждение, касающееся чисел и фигур (формула), за исключением лишь небольшого числа, должно быть доказано, выведено убедительным, не допускающим сомнений образом из этих «совершенно очевидных» истин.

Неудивительно, что именно греки с их демократическим  общественным строем создали учение о математическом доказательстве. Споры и  доказательство играли важнейшую роль в жизни граждан греческого  города-государства (полиса). Понятие о доказательстве уже существовало, оно  было общественно значимой реальностью. Осталось только перенести его в  область математики, что и было сделано, едва греки познакомились с  достижениями древних восточных цивилизаций. Сыграло здесь роль, надо  полагать, и то положение молодого любознательного ученика, в котором  оказались греки по отношению к египтянам и вавилонянам - своим старшим и не  всегда согласным друг с другом учителям. В самом деле, вавилоняне определяют  площадь круга по формуле 3r2, а египтяне по формуле (8/9 2r)2 . Где же  истина? Здесь есть о чем подумать и поспорить.

Творцы египетской и вавилонской математики остались безымянными. Греки  сохранили имена своих мудрецов. Первое из них - имя Фалеса Милетского -  является также первым именем, вошедшим в историю науки. Фалес жил в VI в. до  н. э. в городе Милете на Малоазиатском побережье Эгейского моря. Одна дата  из его жизни установлена твердо: в 585 г. до н. э. он предсказал солнечное  затмение. Этот факт, кстати, неоспоримо свидетельствует о знакомстве Фалеса  с культурой древних цивилизаций, ибо, чтобы установить периодичность  затмений, необходим опыт десятков и сотен лет. Так как у Фалеса не было  греческих предшественников, он мог заимствовать свои познания по астрономии  только у ученых Востока. […]

 Возникновение доказательства - это метасистемный переход в рамках языка.  Формула перестает быть вершиной языковой деятельности, появляется новый  класс языковых объектов - доказательства и новый вид языковой деятельности,  направленный на исследование и производство формул. Это новый этаж иерархии  по управлению, и его появление вызывает огромный рост числа формул (закон  разрастания предпоследнего уровня). Метасистемный переход всегда означает качественный скачок, взлёт на новую ступень, бурное взрывоподобное развитие. Математика стран Древнего Востока оставалась почти неизменной на протяжении одного-двух тысячелетий, и наш  современник читает о ней со снисхождением взрослого к ребенку. Греки же за  одно-два столетия создали всю геометрию, над изучением которой трудятся в  поте лица наши старшеклассники. И даже больше, ибо школьная программа по  геометрии охватывает лишь часть достижений культуры (до 330 г. до н. э.).  Вот краткая летопись математики классического периода.

585 г. до н. э. Фалес Милетский. Первые геометрические теоремы.

550 г. до н. э. Пифагор и его последователи. Теория чисел. Учение о  гармонии. Построение правильных многогранников. Теорема Пифагора. Открытие  несоизмеримых отрезков. Геометрическая алгебра. Геометрические построения,  эквивалентные решению квадратных уравнений.

500 г. до н. э. Гиппас-пифагореец, который должен был порвать со своими  товарищами, так как делился с посторонними людьми своими знаниями и  открытиями (у пифагорейцев это запрещалось). Он дал, в частности, построение  шара, описанного вокруг додекаэдра.

430 г. до н. э. Гиппократ Хиосский (не путать с врачом Гиппократом из Коса).  Считался самым знаменитым геометром V в. до н. э. Занимался квадратурой  круга, осуществляя сложные геометрические построения. Ему известна связь  между вписанными углами и дугами, построение правильного шестиугольника,  обобщение теоремы Пифагора для тупоугольных и остроугольных треугольников.  Все это для него, видимо, уже азбучные истины. Он может квадрировать любой  многоугольник, т. е. построить для него квадрат равной площади.

427-348 гг. до н. э. Платон. Он сам хотя и не получал новых математических  результатов, но математику знал, и она играла важную роль в его философии  точно так же, как философия Платона сыграла важную роль в математике.  Крупнейшие математики своего времени: Архит, Теэтет, Евдокс и другие были  друзьями Платона, его учениками в области философии и учителями в области  математики.

390 г. до н. э. Архит Тарентский. Стереометрическое решение задачи об  удвоении куба, т. е. построение куба с объёмом, равным удвоенному объему  данного куба.

370 г. до н. э. Евдокс Книдский. Изящная, логически безукоризненная теория  пропорций, вплотную подходящая к современной теории действительного числа.  «Метод исчерпывания», лежащий в основе современного понятия об интеграле.

384-322 гг. до н. э. Аристотель. Он положил начало логике и физике. Труды  Аристотеля обнаруживают полное владение математическим методом и знание  математики, хотя он, подобно своему учителю Платону, и не сделал в ней  никаких открытий. Аристотель-философ немыслим без Аристотеля-математика.

300 г. до н. э. Евклид. Он живёт уже в новую Александрийскую эпоху. В своих  знаменитых «Началах» Евклид собрал и систематизировал все важнейшие труды по  математике, существовавшие в конце IV в. до н. э., и изложил их в том же  духе, как это было принято в школе Платона. В течение более чем двух  тысячелетий школьные курсы геометрии следуют, с большей или меньшей степенью  точности, «Началам» Евклида».

Турчин В.Ф., Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции, М., «ЭТС»,  2000 г., с. 226-227 и с. 229-231.