Концентрированность мышления у гениев / талантов по В.П. Эфроимсону

«Подлинных гениев и высокоодарённых лиц, как правило, выделяет именно то, что они живут совсем иными оценочными критериями, нежели люди, лишенные больших дарований.

Однодумие, скудость житейских интересов объясняется всепоглощающей занятостью своим делом. Повторим ещё раз: подлинно творческий человек значение своего труда, своей задачи,  конечно, прекрасно осознает, вне зависимости от того, удаётся ему эту задачу решить или нет.

Отсюда проистекает нередко и безразличие к судьбам близких, которое так возмущает всех. Совершенно очевидно значение сосредоточенности, концентрированности и, в ещё большей мере, чрезвычайной возбуждённости и напряжённости мышления в творческой продуктивности. Не только с обывательской, но и с нормальной точки зрения кажется неестественной, аномальной и пресловутая «рассеянность» учёных и творческих деятелей вообще. Между тем, секрет прост: они как раз очень сосредоточенны, но на том, что важно для их работы, тогда как всё остальное представляется им не стоящим особого внимания.

Гораздо значительнее проблема возбуждённости и напряжённости мышления. Значение этого фактора нами с особой тщательностью документировано на примерах гиперурикемического стимулирования интенсивности мышления, принципиально обобщено на примерах болезни Марфана и синдрома Морриса (тестикулярная феминизация).

Однако над всеми гениями самой разнородной этиологии, составляющих подавляющее большинство гениев, как и над подагрическими гениями, неизбежно довлеют призраки  «психопатологичности»: для того, чтобы реализоваться в качестве гениев, им необходима такая увлечённость, которая в сочетании со скоррелированными проявлениями, неминуемо навлечет на них соответствующее подозрение или даже диагноз, тем более что повышенная возбудимость центральной нервной системы почти неизбежно сочетается с повышенной восприимчивостью, а следовательно ранимостью.

Мы должны сформулировать чёткий вывод: патопсихология гениальности носит чисто поверхностный, конвергентный характер. Гений и талант, как правило, обладают, как это будет показано ниже, повышенной витальностью, а примеры патопсихологии - часто поверхностны, они могут обнаруживаться и у людей, вовсе не даровитых, но достаточно сильно занятых делом.

Но, с другой стороны, совершенно ясно, что помимо наследственных патологий, возбуждающих умственную, творческую энергию, не может не существовать большого числа самых разных наследственных или ситуационно возникших «патологий», которые имеют чисто социальный генез, и это можно иллюстрировать множеством примеров; они могут порождаться особыми формами импрессинга - любыми впечатлениями, воспринятыми в чувствительные периоды формирования личности и наложившими отпечаток на все последующее развитие.

Известно, что сверхромантичный Шиллер покрывал оборотные стороны листиков своих лирических стихов подсчетами ожидаемого за них гонорара и весьма трезво обсуждал в письмах к своей невесте и будущей теще свои перспективные заработки и гонорары.

Известно, что угрозы кредиторов не давали покоя Бальзаку, вынуждая его писать в бешеном темпе один роман за другим, а затем тратить значительную часть гонорара, оплачивая корректурные правки.

Карточные долги, вечное безденежье, требования издателей чрезвычайно подгоняли творчество Достоевского. Каким драматизмом веет от инцидента с делягой Ф. Стелловским, который, зная неаккуратность Достоевского, заключил с ним договор о кабальной неустойке, если сдача очередного романа будет просрочена, а потом нарочно скрылся, и друзьям Достоевского пришлось через полицию, под расписку сдавать рукопись романа, так как в противном случае все права на переиздания Достоевского безвозмездно перешли бы к Стелловскому. Ведь это происшествие, конечно, было не единственным, оно просто очень хорошо освещено, потому что срок удалось выдержать благодаря появлению у Достоевского стенографистки, вскоре ставшей его женой. Десять с половиной листов было надиктовано за двадцать дней.

Сколько таких, порождающих невероятное напряжение происшествий было в жизни других великих творцов?

Вспомним трагические переживания Ван Гога, разорившего своего брата. Что возбудило невероятную творческую энергию и отдачу Пушкина? Лицейское окружение, изумительно стимулирующее умственное развитие и творчество? Литературно-поэтические кружки? Чувственность поэта и стремлением стать избранником дам? Оскорбительная дисгармония между знатностью рода и вечным безденежьем? Контраст между самосознанием огромности своего творчества и жалким придворным званием? Разве поразительная талантливость не может сочетаться с бездеятельностью? Не следует обижаться за поэта. Пушкин был первым по времени русским писателем-профессионалом, живущим на гонорары. Его гордость, чувство собственного достоинства не могли не страдать ежедневно при царском дворе и в обществе.

Надо согласиться с тем, что при прочих равных условиях личностные странности могут не только не мешать, но даже способствовать таланту или гению. Более того, известно, что многие подлинные гении и таланты в свое время целенаправленно выкидывали различные шумные штуки, якобы для эпатирования мещан (вспомним художников и поэтов различнейших «измов», Есенина с приходом в салоны в лаптях или валенках, Маяковского с жёлтой кофтой). Некоторые ограничивались пьянками и драками. Евгений Ней: «А в дальнем углу сосредоточенно кого-то били. Я побледнел. Оказывается, так надо: поэту Есенину делают биографию». В другом месте И. Сельвинский о себе: «Не спал со знаменитыми старушками».

Вероятно, к этой же категории можно отнести африканские приключения Рембо.

Всё это ничуть не принижает титанов, это лишь показывает обстановку их творчества, показывает, что и им не было чуждо ничто человеческое, а главное, показывает то напряжение, то почти непереносимое давление условий, в которых им необходимо было работать. Бальзак был тщеславным мотом и неудачным дельцом, но ведь это, конечно, обуславливалось тем, что ему всю энергию и внимание приходилось расходовать на писательскую деятельность. Золя был, по заключению психологов и психиатров, год интенсивно изучавших его с целью раскрыть на создателе «Жерминаля» секрет гениальности, совершенно нормальным человеком с некоторыми исключительными способностями. Именно исключительность способностей, по-видимому, нередко порождает то патологическое напряжение, тот мощный стимул к реализации, который  прослеживается в деятельности почти каждого гения, даже творящего «шутя». Так, в творчестве Лермонтова поражает исключительная напряжённость обращенного на себя анализа. Подобно Достоевскому, Лермонтов целиком поглощен своими личными проблемами, почти каждый его персонаж - это он сам, пишет ли он о Печорине или о Грушницком, о Максиме Максимовиче или об Арбенине».

Эфроимсон В.П., Педагогическая генетика. Родословная альтруизма, М., «Время знаний», 2010 г., с. 108-111.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube