Политические реформы в стране
НЕрешение проблем / задачНЕНерешение актуальных проблем / задач, хотя средства для этого есть
X
Политические реформы в стране
НЕрешение проблем / задачНЕНерешение актуальных проблем / задач, хотя средства для этого есть
X
Первоначально – это лекция И.А. Ильина из цикла: «Сущность и своеобразие русской культуры».
«…главный вопрос: есть у этого народа что сказать? Чего хотел он, что смог? Что было его жизненным содержанием? Какой была его творческая идея?
Если бы я не поставил перед собой задачу чётко ответить на этот вопрос, я бы мог просто сослаться на Пушкина, Достоевского или Толстого; кстати, произведения двух последних полностью переведены на немецкий, так что теперь их остаётся только прочитать.
Но я взял на себя тяжкую и ответственнейшую задачу самому ответить на этот вопрос, так что мне теперь придётся ссылаться на весь цикл своих лекций, поскольку каждая замышлялась и выстраивалась как часть целого, и то, что кажется изолированным островком, в действительности ценится только в целостности и целостности служит, представляя собой отдельное звено в приведении доказательств.
Конечно, я много говорил о фактах, работал над доводами, исходил из чётко осознанного концептуального философского плана. Я старался ничего абстрактно-идеального не изобретать, наподобие произвольно отобранных на основе симпатий небылиц, чтобы потом выдать их за творческую идею России. Что может быть легче? Плестись за своей интуицией и нести всякий вздор, вследствие чего ни тебе обоснований, ни тебе опровержений.
Мне хотелось совсем другого. Творческая идея народа - это не то, что зрили и выразили такие выдающиеся его представители, как Пушкин, Толстой или Достоевский, а гораздо более то, что предстоит уже как факт, что уже работает в нём как внутренняя сила, что уже ведёт народ в его истории, что всегда вело его и что нашло и будет находить выражение в его собственном иррациональном творчестве.
Философу сразу станет ясно, если я скажу следующее: неправильно приписывать народу или навязывать ему платоническую идею, потусторонний идеал, гораздо целесообразнее отыскать в его истории аристотелеву энтелехию. Эта энтелехия тоже есть идея, но если угодно, идея реальная, посюстороннего бытия; она - живая сущность того, что есть сейчас, здесь, и того, что было тогда, в прошлом, и что будет и далее, в будущем, что работало, работает и будет работать в вещи, в человеке или в народе. Это не только отдалённый идеал-образец, далёкая цель, развёрнутое совершенство будущего, но и внутренняя движущая сила, которая всегда была и находила своё выражение и сейчас является движущим и определяющим мотивом, в будущем должна стать руководящей и остаться таковой навсегда.
Скрытая и ещё не развернувшаяся для прошлого, она всё больше и дальше развёрнется в будущем. Когда Господь создавал мир, он каждую вещь замышлял в её законченном совершенстве и эту задуманную им великолепную идею вдохнул в самую вещь как свою живую душу или как свою творческую идею, которая с тех пор борется в ней с материей и как бы расцветает в ней.
Такую творческую идею России я и имею в виду и ищу. Она есть то, что было всегда в народе и что сражалось за народ, что определяло образ мыслей его, выстраивало и шлифовало его творческий акт, служило мерилом его лучших творений, выражая в них себя.
Творческая идея России не есть выдуманный мною идеал, которым бы я мог вдохновить свой народ в его исторических странствиях в дальнейшем; нет, она есть существующая в его душе склонность, тенденция, поиск, которым он следовал, следует и будет следовать и которые отражаются в структуре его творческого акта.
Не я засовываю в багаж русского народа эту творческую идею: с моей стороны это было бы наивным и достойным презрения самомнением, но я получил эту идею от русского народа, с молоком своей матери, дышал ею в самые ранние годы, прислушивался к ней, исследовал, познавал в более поздний период моей жизни, чтобы, наконец, сказать о ней, сформулировать и показать вам, провести её пред вашим взором как факт и как знание, дать её вам с собою в жизнь, если вы поняли её и захотите взять. Что это за идея?
В истории известны народы волевые, с трезвым целенаправленным устремлением, установкой на извлечение выгоды и господство - таковы древние римляне.
Знает история народы, склонные к чувственному созерцанию, народы, склонные к сверхчувственным мечтаниям, народы с религиозной одержимостью, народы с ясной сверкающей мыслью и народы с бессмысленным глубокомыслием, легкомысленные народы, склонные к удовольствиям, и твердолобые народы, склонные к вечным заговорам.
У каждого из них свой, присущий им творческий акт, свой путь в истории и идеал.
Русский народ прежде всего - народ чувства, и главный его творческий акт - акт сердца. К тому же это народ-созерцатель, главный его творческий акт - созерцание сердцем и поиски прекрасного. Это, как я уже говорил ранее, первичные силы его духа. Это, конечно, не означает, что он не обладает силой мысли и силой воли. Но последние развиваются в лоне первичных сил и обретают свою ценность - в плане онто- и фило-генеза - гораздо позже.
а) Русский мыслитель поднимается до истинных высот как мыслитель, созерцающий сердцем. Это многое объясняет и на многое проливает свет.
Вот почему абстрактная теория познания - не русский национальный продукт; вот почему в высшую математику русский привносит сплав любви и созерцания (Лобачевский, Лузин); вот почему философия является для него видом религиозного поиска и очевидности; вот почему русские в качестве юристов - или политические, или общественные гуманисты-идеалисты; вот почему медицина в России стала своего рода художественным проникновением (вчувствованием) в страдающую индивидуальность, синтезом созерцательного лечения. Там, где не требуется привнесения любви, поэзии, созерцания, красоты и религиозного чувства, русский мыслитель скучает или, наконец, привносит это всё в предмет исследования.
б) Соответственно этому становится бегранично сильной, стойкой и геройской русская воля, если она укоренена в сердечном созерцании; и растворится в страдании, произволе, тщеславии, если сердечное созерцание будут сдерживать и исключать. Вот почему русский как политик - идеалист и мечтатель; и строго-утилитарное государственное мышление оттачивается у него постепенно, через школу ошибок и горестей. Вот почему из семи всемирно известных теоретиков анархизма трое русских: Бакунин, Кропоткин, Толстой. Вот почему так часто склонны русские политики к этическому максимализму и нетерпению; вот почему мечтает русский об интернациональном братстве и ищет религиозного обоснования в каждом волевом решении; вот почему тот, кто намеревается воспитывать русский народ, должен начинать с его сердца, обратиться к силе его созерцания - если он не способен к этому (из-за собственного бессердечия и мелочного рассудка), ничтожно мало поймёт он в русском народе.
Вот почему тот, кто хочет обратить этот народ в религиозном плане, должен отбросить всякое лукавство, всякие угрозы, всякие теологически обоснованные увёртки и лучше принести с собой щедрую любовь и сердечное созерцание, иначе он преуспеет в бессмыслице и коварстве, и это будет таким успехом религиозной миссии, с которым его можно только поздравить; здесь ценится только одна монета - чистое золото искреннего сердечного созерцания; кто к нему не способен, должен отказаться от миссионерской работы в России, чтобы уберечься от неминуемого позора и множества мелких прегрешений.