Творческая идея России по И.А. Ильину [продолжение]

Начало »

 

Теперь можно сформулировать творческую идею России. Русский народ призван и как бы обязан свободно настроить свою культуру на этот основной акт и пропустить через сердечное созерцание. Буквально всю культуру - науку, философию, историю, медицину; все искусство - музыку, поэзию, живопись, скульптуру, архитектуру, театр, танец; воспитание, формирование характера, семейный быт, военное дело, свободное корпоративное дело, социальное обеспечение. Право: законодательство, государственное устройство, конституцию, судопроизводство, уголовный кодекс, вопросы тюремного содержания, систему субъективно-государственного права, адвокатуру, полицию, самоуправление. Экономику: вопросы хозяйствования, частной собственности, освоения земель, промышленности, кооперации. Буквально всю культуру русский подчинил этому основному национальному акту, подчинялся ему, строил и отстраивал все на его основе.

Огромная задача, прекрасная задача, на века.

Отсюда мне ясно, что прежде всего надо находить религиозные глубины народного духа, обретать равновесие, очищаться, укрепляться.

Христианин, и именно православный христианин, который вынашивал этот акт сердечного созерцания веками и сделал его иррациональным мерилом, должен обрести себя снова в русской душе и снова утвердиться в ней, даже после двадцатилетнего преследования церкви. К тому же творческая идея России, о которой я говорю, есть идея христианско-евангельская (то есть от Евангелия исходит, от Нового Завета) и в то же время православная и русская, привнесённая от восточной православной церкви и усвоенная и выношенная в этой наивной, народной, славянско-темпераментной и добродушно-природной форме.

По этой причине творческую идею России, о которой я говорю, можно было бы истолковать как свободную христианизацию всей культуры - христианизацию посредством свободного созерцания сердцем. Скажу без обиняков, во-первых, потому, что насильственная христианизация вызывает внутренний отпор - Россия в прошлом никогда не прибегала к этому, не прибегнет, конечно, и в будущем; во-вторых, говорю я, добровольная христианизация потому, что я хорошо знаю извечную жажду русского народа к свободе и ценю её; в-третьих, потому, что не государство привносит в культуру христианский дух, а христианизация всей культуры, в том числе и государства, которое она направляет в русло явно выраженных, придерживающихся рамок христианства задач.

И ещё одно: когда я говорю о христианизации всех культов, я не имею в виду клерикализацию государства и культуры (храни Господь!). Культура и государство - в плане их формы, сущности бытия, инстинктивных побудительных сил - должны оставаться светскими и свободными; должны строиться и жить творчески свободно, базируясь на свободном христианском созерцании сердцем и совестью. Церковь в данном случае предстаёт как бы матерью, которая никогда не откажет, никогда не изменит, но детей своих в мир посылает свободно. Церковь остаётся словно живою квинтэссенцией, оплотом духа и молитвы, родником, доброжелательным наставником, не  претендующим на власть, а потому не унижающимся до столкновений - с властью. Душой и телом.

Культура остаётся творчески свободной и секуляризованной, но по содержанию истинной, христиански-истинной, поскольку произошла из живого и свободного созерцания сердцем и прошла очищение через горнило совести.

Эта творческая идея могла бы быть выражена так: русский народ должен воспитывать свой национальный характер на основе свободного созерцания сердцем и созерцания совестью. Эта творческая идея вынашивалась и проводилась в жизнь в течение веков, если не тысячелетий. В жизнь она проводилась крайне медленно, так медленно, как, впрочем, возникает всё истинно великое и прекрасное в жизни: ибо медленно распускается цветок, медленно созидается семейный быт, медленно вызревает неповторимая народная культура.

Однако это медленное осуществление будет тем успешнее, чем меньше будет русский народ тосковать по чужому добру, чем реже будет посягать на него. Это, конечно, говорится не из враждебности или, упаси Бог, из гордыни и тщеславия, а исходя из творческих соображений. Если позволите, я скажу об этом более образно, хотя и резковато, организм может переварить и с пользой усвоить лишь то, что заглотнул сам; если же разжевал и проглотил кто-то другой, я переварить это не смогу.

Примерно так обстоят дела в душевной и духовной сфере, а также в жизни народа: дух органичен, а организм есть самобытный остров-бытие, подчиняющийся своим собственным, только ему присущим закономерностям. Вот почему русский народ должен уважать чужое добро - в отношении чужой земли и чужой культуры и творить самостоятельно.

Скажем лишь одно слово о чужой культуре. Любой мёртвый рецепт чужой литературы, чужого права, чужой государственной формы, чужой религии - механичен, а потому фальшив, вреден, запутан.

Чужая культура, пусть даже превосходная, это цветок с чужой почвы, чужого климата, продукт чужой жизни, содержание чужеродного действия. Если кто из неё что-то берёт, он наносит ущерб своему собственному, естественному, свободному, национально-творческому акту. Принцип перенимания чего-либо ложен. Истинным является творческое деяние на основе собственного, нового содержания - пусть даже направление его и метод сформулировал кто-то раньше. Творческий перенос может быть славным, но тогда он уже будет считаться не переносом, а творческим делом.

И если русский народ останётся верным национальной структуре творчества, он в созидании своей культуры пойдёт и дальше по традиционному пути, имеющему в основе своей созерцание сердцем. Там, где созерцание сердцем имеет место, будь то нравственность, общение людей, сущность семьи, социальная защита, всё ясно без слов. Особенно в сфере искусства. Вам, соотечественникам Руссо, Песталоцци и Лафатера, нет нужды говорить о том, что созерцание сердцем и созерцание совестью способствовало воспитанию народа и формированию его характера.

В военном искусстве красноречив образ Суворова. Что же касается позитивной науки, философии, конституции государства, суда, уголовного права, адвокатуры, частной собственности и экономики в целом, - то здесь открываются перспективы такой глубины и творческого простора, что поистине дух захватывает и сердце, в предчувствии радости, начинает биться. Об этом сегодня я говорить не стану. Я передоверю это вам самим и попрошу лишь об одном: попытайтесь подойти к сказанному мною хоть раз в сердечном созерцании, поверьте мне и моему жизненному опыту - это вопрос не мнимый, он требует творческого размышления, он откроет вам новые горизонты.

Эти горизонты грезились русской народной душе на протяжении столетий. Дело обстоит так, как если бы эта творческая идея, подобная святой мечте, уже жила в скрытных тайниках души. Где-то там, куда отправился святой град Китеж, исчезнув, чтобы всегда существовать. Где-то там, где совесть пламенем горит, где воля подвигает к совершенству, где обитает старчество, где  размышляют о Христе.

Этот духовный уровень, эта сфера любви и созерцания, эта область доброй воли, - где Божие царство реально начинается, а человек становится ткачом свободным за божественным станком и счастье мира ткёт из Божией нити - носит на русском языке особое название: оно обозначается как «Святая Русь». Russland - по-русски «Россия» или «Русь». Второе название короче, звучит интимнее, точнее, смиреннее, роднее.

«Святая Русь» - это то же самое, что «святая суть русского», «святой оплот», иначе - «святая энтелехия».

Так всё и есть, но из-за наших страданий и грехов - она в небрежении; возможно, даже погибает, не процветает, не разворачивается, живёт и взывает, находит выражение своё во всём, что появляется как истинно прекрасное из созерцающего сердца.

Она не мечта, не иллюзия, не плод воображения. Она реальна, эта святая народная энтелехия, реальнейшая в народном бытии, задающая ему смысл, руководящая им, влекущая, вдохновляющая. И речь о ней означает не гордость, не тщеславие, скорее предостережение, напутствие. Так было в течение веков. Наверное останется и в будущем».

Ильин И.А., Творческая идея России / Собрание сочинений в 10-ти томах, Том 6, Книга II, М., «Русская книга», 1996 г., с. 613-620.

 

На мой взгляд, И.А. Ильин рассказал об одном из явлений, традиционно существующих в русском обществе, но к «Творческой идее России» даже не приступил…

 

Нерешение актуальных задач общества советской элитой - оценка О.А. Матвейчева