Каковы методики креатива, которые имеют наибольшее применение в настоящий момент и почему?

Справка Справка
Вопрос Ответ
08.12.2011
Добротворский Игорь Леонидович

Каковы методики креатива, которые имеют наибольшее применение в настоящий момент и почему?

Викентьев И.Л.

Уважаемый Игорь Леонидович!  

Ответ на Ваш вопрос имеет несколько этажей.  

1) Обычно под методикой креатива / креативности понимают некий свод процедур / рекомендаций, типа: «Мозгового штурма» или «Морфологического анализа». И здесь трудно дать точный ответ на Ваш вопрос, поскольку:  

а) по незнанию, например, «мозговым штурмом» называется любое мало-мальски неофициальное совещание (а  «мозговой штурм» имеет ряд know-how,  которые мало кто знает, а тем более – умеет выполнять);  

б) при профессиональном (а не любительском) исполнении различные методики и их элементы  не универсальны, и имеют своё узкое назначение, например: - разогрев группы; 

- коррекция инерции мышления человека, решающего задачу;

- переформулировка исходной проблемной ситуации в систему задач; 

- получение базовой системы идей; 

- поиск более широкого применения системы базовых идей и т.п.  

2) Лично я предпочитаю классифицировать не сколько упомянутые Вами «методики креатива»,  сколько – см.: Викентьев И.Л., Стратегии креатива  – поскольку последнее понятие шире.  

3) Если работать в этих понятиях, то статистически-неоптимистически явно побеждают две стратегии:  

- Фактический отказ Человека от решения;

- Подражание / заимствование Человеком чужих решений.  

4) Фактический отказ Человека от решения.  Почему такое название? Обычно прямой отказ – лишь часть случаев, обычно, он маскируется под длинные обоснования-самооправдания на тему «Почему я не буду решать…» или заведомо слабые «решения-недодумки».  

Так, позавчера, 06.12.2011 г. в г. Санкт-Петербурге при обсуждении проблемной ситуации: «Собаки кусают многих горожан – что делать?», некое время было уделено предложениям «экспертов» с очень маленькой буквы: «Каждый горожанин должен помнить, что собака – тварь божия…»; «Нужно сделать так, чтобы все дети любили животных!»; «Каждый горожанин, включая школьников младших классов, должен приобрести и постоянно носить с собой электрошокер…» Характерная деталь: за язык этих «экспертов» никто не тянул – они сами не уставали повторять, что, цитирую: «много лет занимаются этой проблемой».    Но фактически – минимально-работоспособного решения НЕТ. Отсюда и название стратегии.  

5) Из ситуации: своего решения нет – но решения нужны – автоматически возникает другая массовая стратегия, о которой упоминал ещё Демокрит: Подражание / заимствование решений.   Далее – подстратегии:

- слабый Человек использует чужое решение, но сознательно скрывает его источник, надеясь, что в эпоху Internet никто, никогда об этом не узнает…

- Человек использует чужое решение, но «вытеснил-забыл» по Зигмунду Фрейду его первоисточник;

- Человек использует чужое решение + свой (свой! = это Я, Я придумал!) крохотный «бантик» и гордится этим;

- нормальный Человек использует чужое решение и, как минимум, ссылается на первоисточник и/или законно приобретает права на чужое произведение.   См. также:   Викентьев И.Л., Стратегия креатива: «Использование типовых решений»

 

 Наши правила, включая обсуждение ТРИЗ-видео на YouTube

Новости
Случайная цитата
  • Расщепление «богопознания» на «Бога» и «познание» по К.А. Свасьяну
    Трактат Иоанна Скотта Эриугены: О разделении природы / De divisione был осуждён и  сожжён католической церковью… «Мысль Скотта Эриугены была, по существу, последней героической попыткой гармонического сочетания обеих половинок, где «познание» как таковое по самой природе своей не могло быть не чем иным, как «богопознанием». […] Расщепление «богопознания» на «Бога» и «познание», расщепляло таким образом само «познание» на «средство» и «цель», где познавательные средства вынуждены были иметь дел...