Исследовательские темы


(от 09.12.2018)

Одна из целей создания портала VIKENT.RU – проведение исследований механизмов творчества.

Ниже мы публикуем список возможных тем для Ваших исследований и будем постепенно его дополнять.

Детство и воспитание Творческой личности:

«В работе мы затронули проблемы Большого творчества. Понимая, что все их в рамках работы не решить, мы не скрываем их, а наоборот - предлагаем исследователей присмотреться к ним повнимательнее...

1. Прекрасно, если ребёнку повстречался Воспитатель, Настав­ник […] А если это не случилось? А если ребенок имеет до- и ро­довые травмы, перенес болезни, да и просто откровенно не­желанен и нелюбим? Ребёнок, увы, не в силах изменить прошлое, но в его си­лах изменить будущее... Как?

2. Встреча с Чудом - сильнейшее потрясение, аффект. Можно ли не только пассивно ждать её, но и моделировать в педагогическом процессе? Могут ли быть гарантии, что Ученик психологически не надломится? Обязательна ли «встреча с Чудом» для появления ТЛ высокого уровня? Или это лишь один из возможных путей? Как это проверить?

3. В работе приведено много примеров, когда Воспита­тель сам был творческой личностью. А что делать родите­лям, учителям, желающим воспитать творческую личность?

4. Предположим, что в школе работают  много интерес­ных учителей-исследователей, которые могут стать Настав­никами. Каким образом обеспечить свободный выбор учеником своего Наставника?

5. Есть достаточное количество ученых, исследователей, ищущих своего Ученика... Есть желающие стать Ученика­ми. Можно ли в современных условиях обеспечить эту встречу? Как?

6. Желательно в школьную и вузовскую программы вво­дить труды ученых-первооткрывателей. Какие конкретно книги Вы могли бы порекомендовать детям и подросткам по разным предметам?

7. Что помогает людям встать на путь Большого творче­ства уже в зрелые годы? Может ли этот переход быть не трагичным?

8. Какие учебно-исследовательские задачи, имеющие со­циально-значимый результат, можно предлагать для трени­ровки будущим Творческим Личностям?

Так, в эксперименте, описанном в работе,  ребята внача­ле научились решать и доводить до работоспособных образ­цов достаточно сложные изобретательские задачи (от которых отказывались дипломированные специалисты). Че­рез два года перешли к исследованию журналистских и ре­кламных текстов и созданию на их основе - под руководством преподавателя - курсов «Прикладная жур­налистика» и «Практика рекламы». Эти курсы были внед­рены в виде семинаров для профессионалов: журналистов, рекламистов, бизнесменов. Заметим, что переход от «желе­за» к изучению текстов был неслучаен - эксперименты с рекламой и журналистикой занимали на порядок меньше времени, чем с «железом»...

Какие исследовательские программы (наряду с разработ­кой самих приемов решения научных задач) максимально полезные подросткам и неразрушительные для общества, ещё можно предложить?

С помощью какой системы упражнений можно научить подростков рефлексировать, позитивно критиковать, сво­бодно обращаться с моделями (это необходимо для свободы в технике решения задач)?

9. Как - в деталях - растить творческую личность, органично используя природные задатки? Как это делать индивидуально? Возможно ли воспитание творческих личностей в составе группы (или групп)? Или в смешанном - инидивидуально-групповом - режиме?

10. Как создавать творческие группы? Могут ли они быть длительное время устойчивыми? (Пока статистика показывает, что театральные труппы, коллективы компаний-ли­деров способны на существование не более 5 -7 лет).

11. Множество одареннейших людей «сломались» на день­гах, славе, власти, чрезмерном сексе, наркотиках... Иные, восприняв, например, ТРИЗ, не как Дело, а как увлечение, позже ушли в мистические поиски... Более того, от твор­ческой личности до злого гения - один шаг... Какая сис­тема «прививок» здесь может сработать?

12. Ещё один аспект - минимизация «профвредностей», фильтрация типовых ошибок растущего исследователя, творца... Каковы они? Как исключить или, в крайнем слу­чае, снизить их отрицательное влияние?»

Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности: Встреча с Чудом. На­ставники. Достойная цель,  СПб, «Издательство Буковского» , 1995 г., с. 49-51.

 

Все исследовательские темы.

Контакты.

Очная Конференция по созданию интеллектуальных и творческих продуктов.

 

Новости
Случайная цитата
  • Метод Аристотеля в интерпретации В.В. Лесевича
    «… от Фалеса (средина VII века) до Эвдокса (средина IV века) положительное знание сделало столь значительные успехи, что стали уже выделяться отдельные самостоятельные науки.Научный дух получил, таким образом, такую опору своему развитию, что в IV веке мог уже появиться первый провозвестник позитивизма - Аристотель.Отвергнув учение Платона об идеях, Аристотель установил метод, обратный методу своего учителя. По Аристотелю, всякое изучение должно начинаться с изучения единичных вещей. Основанием...