Исследовательские темы
(от 28.01.2025)Одна из целей создания портала VIKENT.RU – проведение исследований механизмов творчества.
Ниже мы публикуем список возможных тем для Ваших исследований и будем постепенно его дополнять.
Детство и воспитание Творческой личности:
«В работе мы затронули проблемы Большого творчества. Понимая, что все их в рамках работы не решить, мы не скрываем их, а наоборот - предлагаем исследователям присмотреться к ним повнимательнее...
1. Прекрасно, если ребёнку повстречался Воспитатель, Наставник […] А если это не случилось? А если ребенок имеет до- и родовые травмы, перенес болезни, да и просто откровенно нежеланен и нелюбим? Ребёнок, увы, не в силах изменить прошлое, но в его силах изменить будущее... Как?
2. Встреча с Чудом - сильнейшее потрясение, аффект. Можно ли не только пассивно ждать её, но и моделировать в педагогическом процессе? Могут ли быть гарантии, что Ученик психологически не надломится? Обязательна ли «встреча с Чудом» для появления ТЛ высокого уровня? Или это лишь один из возможных путей? Как это проверить?
3. В работе приведено много примеров, когда Воспитатель сам был творческой личностью. А что делать родителям, учителям, желающим воспитать творческую личность?
4. Предположим, что в школе работают много интересных учителей-исследователей, которые могут стать Наставниками. Каким образом обеспечить свободный выбор учеником своего Наставника?
5. Есть достаточное количество ученых, исследователей, ищущих своего Ученика... Есть желающие стать Учениками. Можно ли в современных условиях обеспечить эту встречу? Как?
6. Желательно в школьную и вузовскую программы вводить труды ученых-первооткрывателей. Какие конкретно книги Вы могли бы порекомендовать детям и подросткам по разным предметам?
7. Что помогает людям встать на путь Большого творчества уже в зрелые годы? Может ли этот переход быть не трагичным?
8. Какие учебно-исследовательские задачи, имеющие социально-значимый результат, можно предлагать для тренировки будущим Творческим Личностям?
Так, в эксперименте, описанном в работе, ребята вначале научились решать и доводить до работоспособных образцов достаточно сложные изобретательские задачи (от которых отказывались дипломированные специалисты). Через два года перешли к исследованию журналистских и рекламных текстов и созданию на их основе - под руководством преподавателя - курсов «Прикладная журналистика» и «Практика рекламы». Эти курсы были внедрены в виде семинаров для профессионалов: журналистов, рекламистов, бизнесменов. Заметим, что переход от «железа» к изучению текстов был неслучаен - эксперименты с рекламой и журналистикой занимали на порядок меньше времени, чем с «железом»...
Какие исследовательские программы (наряду с разработкой самих приемов решения научных задач) максимально полезные подросткам и неразрушительные для общества, ещё можно предложить?
С помощью какой системы упражнений можно научить подростков рефлексировать, позитивно критиковать, свободно обращаться с моделями (это необходимо для свободы в технике решения задач)?
9. Как - в деталях - растить творческую личность, органично используя природные задатки? Как это делать индивидуально? Возможно ли воспитание творческих личностей в составе группы (или групп)? Или в смешанном - инидивидуально-групповом - режиме?
10. Как создавать творческие группы? Могут ли они быть длительное время устойчивыми? (Пока статистика показывает, что театральные труппы, коллективы компаний-лидеров способны на существование не более 5 -7 лет).
11. Множество одареннейших людей «сломались» на деньгах, славе, власти, чрезмерном сексе, наркотиках... Иные, восприняв, например, ТРИЗ, не как Дело, а как увлечение, позже ушли в мистические поиски... Более того, от творческой личности до злого гения - один шаг... Какая система «прививок» здесь может сработать?
12. Ещё один аспект - минимизация «профвредностей», фильтрация типовых ошибок растущего исследователя, творца... Каковы они? Как исключить или, в крайнем случае, снизить их отрицательное влияние?»
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности: Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель, СПб, «Издательство Буковского» , 1995 г., с. 49-51.
Очная Конференция по созданию интеллектуальных и творческих продуктов.
С 26 января 2025 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 42 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;
3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
Следующая, 55-я конференция «Стратегии творчества» пройдет 22 декабря 2024 года (воскресенье) в онлайн-формате. Следите за новостями на сайте, чтобы не пропустить актуальной информации.
Регистрация на конференцию: https://vikent.ru/konf/
Страница конференции во ВКонтакте: https://vk.com/vikent_konf
Более 150 докладов прошлых лет можно посмотреть на нашем YouTube-канале.
102 термина, 204 примера, 108 рекомендованных видео и более 1300 исследовательских тем для тех, кто готов вести творческие проекты.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию словаря вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Выпущено четвертое издание (и первое в печатном виде) справочника «Введение в ТРИЗ: основные понятия и подходы» с работами Генриха Сауловича Альтшуллера.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию книги вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Более 18800 подписчиков, более 1000 видео по теории творчества и более 150 докладов с цикла конференций «Стратегии Творчества». Присоединяйтесь и изучайте творчество вместе с нами.
«VIKENT.RU - портал И.Л. Викентьева: Творчество, Креатив, ТРИЗ»
Портал VIKENT.RU продолжает в ежедневном формате публикации в соцсетях:
«Новости изучения креатива» во ВКонтакте
«Конференция VIKENT.RU Стратегии творчества» во ВКонтакте
«Творческие личности и коллективы» на Facebook
Мы обновили «Видео-задачника проекта VIKENT.RU» и добавили в него 12 новых задач, доведя их общее число до 36. Добавьте его бесплатно в свою библиотеку на сайте издательства «LIVREZON» и участвуйте в софинансировании проекта VIKENT.RU.
В соц. сети ВКОНТАКТЕ открыта группа: «Новости изучения креатива | творчества», а в Facebook группа: «Творческие личности и коллективы» по материалам портала VIKENT.RU - крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов. На портал постепенно выкладываются более 50 000 материалов, посвященных этой тематике.
В отличие от новостей на самом портале VIKENT.RU, здесь преимущественно публикуются анонсы материалов по креативным личностям / коллективам и эффектам творчества – как усиливающим, так и ослабляющим его…
Можно уверенно рекомендовать группы интеллектуальным и креативным знакомым:
«Новости изучения креатива | творчества» | |
«Творческие личности и коллективы» |
Группа: «Новости изучения креатива | творчества»