Сверходарённые дети по Е.Я. Гику

«В музыке, литературе, живописи, математике известно немало случаев, когда выдающихся достижений добивались юные таланты, иногда совсем дети, одним словом - вундеркинды.

Хрестоматийный пример всех времён и народов - великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт, который свои первые сочинения написал в четыре года, а в семь лет уже выступал с концертами в Париже и Лондоне. В двенадцать лет Моцарт создал первые оперы, в тринадцать его назначили концертмейстером зальцбургской придворной капеллы, в шестнадцать избрали членом Филармонических академий в Болонье и Вероне, а Папа Климент XIV наградил его орденом Золотой шпоры. Недаром юные шахматные гении часто удостаиваются титула «Шахматный Моцарт» (кстати, 2006 год, когда выходит наша книга, как раз объявлен годом Моцарта - вундеркинд № 1 на планете родился 250 лет назад!).

Именно в музыке чаще всего проявляют себя сверходарённые дети. Из них можно составить целый список, причём среди исполнителей вундеркиндов больше, чем среди композиторов. Почти в младенчестве раскрылись современные отечественные звезды - пианисты Полина Осетинская и Евгений Кисин, скрипачи Вадим Репин и Максим Венгеров. Принято считать, что юные композиторы рано обнаруживают себя только в классике, но это не так, например, маэстро легкого жанра Оскар Фельцман свою первую музыкальную пьесу написал уже в пять лет.

А вот пример из области оперного искусства - праправнук Станиславского чудо-мальчик Алекс Прайер, проживающий в Англии (мама у него русская, папа англичанин). В десять лет он говорил на трёх языках, а пел (классический репертуар) на семи. Алекс лауреат многих конкурсов молодых талантов Великобритании, по голосовым данным его сравнивают с Шаляпиным. Интересно, выйдет ли из Прайера после мутации голоса великий певец уровня Доминго, Каррераса или Паваротти, или получится второй Робертино Лоретти?

Поэзия - не менее распространённая сфера творчества юных гениев. Так, автор «Горе от ума» Александр Грибоедов, поэт, композитор и полиглот, без труда поступил в Московский университет в одиннадцать лет. К признанным вундеркиндам относились Михаил Лермонтов и Константин Батюшков. Из ныне здравствующих был и один бакинец. Гроссмейстером, как Каспаров и Раджабов, он не стал, но сценарий фильма «Гроссмейстер» написал. А начинал Леонид Зорин, драматург и писатель, как поэт: в девять лет издал сборник стихов и был благосклонно принят Горьким. Аттестат зрелости Зорин получил одновременно с вступлением в Союз писателей. Писатели-вундеркинды появляются в разных странах. Недавно в Англии десятилетняя школьница Либби Рис, родители которой разошлись, выпустила книгу, в которой даёт мудрые советы детям, как пережить распад семьи. Но есть авторы и моложе. Маленького философа обошли по возрасту четырёхлетняя писательница из Вашингтона и шестилетний романист-бразилец...

Стоит отметить, что в искусстве нет чётких критериев, и понятия «гений» или «вундеркинд» весьма субъективны. Достаточно вспомнить, что Лев Толстой не признавал Шекспира. Но можно ли мнение одного творца о другом принимать за истину в последней инстанции?

Вот два совсем земных, отечественных примера - весьма одарённые, но рано ушедшие из жизни поэт Ника Турбина и художник Надя Рушева. Своими произведениями девочки привлекли к себе внимание ещё в младших классах. Но были ли они вундеркиндами? Ведь одни и те же стихи или рисунки кого-то восхищают, а кого-то оставляют равнодушным.

Другое дело - шахматы. Можно как угодно относиться к Бобби Фишеру, но если он в пятнадцать лет стал гроссмейстером и претендентом на корону, то никто не усомнится, что это настоящий вундеркинд, гений.

В научных занятиях ранние успехи дают ещё больше оснований судить о таланте ребёнка. Нередко мы узнаём об одарённых детях, которые перескакивают через несколько классов, в двенадцать или тринадцать лет заканчивают школу и становятся студентами. Кто-то из них ещё до поступления в университет успевает что-нибудь изобрести или получить важный научный результат. Разумеется, о будущем таких детей можно не беспокоиться.

Статистика показывает, что большинство вундеркиндов, вырастая, становятся знаменитостями. В США проследили судьбу 282 одарённых детей и установили, что 105 из них, почти половина, добились в жизни выдающихся достижений. Есть и обратная зависимость. Исследования, проведённые во Франции, показали, что из 287 великих личностей 231 обладали яркими творческими данными в школьные годы. В изданном в Англии «Словаре национальных биографий» из 1030 упомянутых героев 292 были бесспорными вундеркиндами, многие отличались в детстве незаурядными способностями, и лишь 44 никак не выделялись.

Теперь несколько фактов из области науки. Уже в раннем детстве блестящие математические способности обнаружили великие математики Карл Гаусс и Леонард Эйлер. Эваристу Галуа в шестнадцать лет попалась на глаза книга «Начала геометрии», рассчитанная на два года систематического изучения. Он усвоил её за два дня. Ещё два дня ушло на монографию «Решение численных уравнений». Вскоре вундеркинд приступил к самостоятельным исследованиям и в восемнадцать лет, будучи учеником лицея, создал алгебраическую теорию, оказавшую существенное влияние на всю математику XIX и XX веков. А в двадцать лет Галуа погиб на дуэли.

«Отец кибернетики» Норберт Винер в четырнадцать лет получил высшее образование, в восемнадцать стал доктором философии Гарвардского университета по математической логике. Впоследствии он написал автобиографическую книгу «Бывший вундеркинд». Выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Лев Ландау стал студентом университета в тринадцать лет.

А вот пример стремительной карьеры советского учёного: из вундеркинда в академики! Математик Сергей Мергелян в пятнадцать лет окончил школу, в девятнадцать - университет, в двадцать защищал кандидатскую диссертацию, за которую ему сразу присвоили докторскую степень, в двадцать пять он член-корреспондент и в двадцать восемь - академик.

 

Продолжение »