Расцвет и синтез европейской философии в XIII веке по оценке Мела Томпсона

«XIII век отмечен расцветом философии. Именно тогда появляются такие мыслители, как Фома Аквинский (1225-1274), Дунс Скот (1266-1308) и Уильям Оккам (ок. 1285-1349). По всей Европе создаются университеты, а преподавание там натурфилософии (большей частью на основе вновь открытых трудов Аристотеля) явилось важным подготовительным этапом для последующих достижений в философии и науке.

Некоторые положения греческой, особенно аристотелевой, концепции мира повлияли на взгляды средневековых мыслителей. Считалось, что все материальные вещи сотворены из четырёх стихий: земли, воды, воздуха и огня. Каждой стихии присущ свой собственный природный уровень, к которому она тяготеет в своём движении. Так, например, естественной склонностью земли является падение, воды - течение, а огня - восхождение. Этим объяснялся сам процесс движения.

Небеса считались совершенными, и потому всякое движение в небе представлялось идеально круговым.

Однако практика свидетельствовала о другом. Это начали осознавать те, кто наблюдал за планетами. Было обнаружено их ретроградное движение, то есть с востока на запад, а также то, что, вопреки господствующей теории, их орбиты представляют собой не совершенные окружности, а эллипсы.

Откровенное неприятие вызвало открытие Гарвея, описавшего круговую циркуляцию крови у животных, что считалось невозможным для земных созданий.

Хотя средневековые мыслители были логиками, тем не менее, они пользовались дедукцией.  Иначе говоря, они исходили из неких аксиом, общих утверждений или посылок (например, о том, что небесные сферы суть мир совершенства, что совершенное и вечное движение кругообразно), а затем на их основе выводили имеющие значение частных доказательства или утверждения о том, какие наблюдения (явления) должны из этого следовать.

Подобный подход отличался от индуктивного метода, которым в дальнейшем оперировала наука, вырабатывающая теории на основе собранных фактов.

Синтез представлений, осуществлявшийся средневековыми богословами (Фомой Аквинским и другими), был нацелен на то, чтобы объединить основные положения христианского учения с метафизикой Аристотеля.

И результат оказался для того времени удовлетворительным: соединение достижений античной философии с религиозным мировоззрением подтвердило выдвинутую Аристотелем «конечную причину» вещей, то есть тезис о том, что всё имеет цель.

Когда средневековый человек смотрел на звёзды и планеты, неподвижно закреплённые на небесных сферах, он усматривал в этом определённый смысл: Земля была для него центром Вселенной, а жизнь людей - промыслом Божьим. Такая рациональная Вселенная, образованная неподвижным мировым перводвигателем, защищала человека от отчаяния и отрицала мир, где все лишь порождение случая. Она вселяла убеждённость в то, что человеческая жизнь обладает целью и смыслом.

Никто не станет отрицать, что в средневековую эпоху существовало множество заблуждений и предрассудков. Однако надо учесть, что доводы тех, кто придерживался традиционных взглядов, основанных на подобном синтезе мировоззрений, и тех, кто был провозвестником современной науки, не были одноплановы. И одни, и другие пытались вырваться из схем аристотелевской философии, считавшейся единственно истинной и непогрешимой.

Открытия XVI-XVII веков совершались под влиянием господствовавшей в то время философии, основанной на взглядах Аристотеля. Требовалось найти новую базу для познания, что и привело мыслителей (например, Фрэнсиса Бэкона) к разработке принципов научного метода и к такому толкованию данных опыта, которое не подчинялось признанным теориям и дедуктивной логике.

Сам Аристотель всегда подчеркивал роль опыта (это не так – см. высказывания самого Аристолея – Прим.И.Л. Викентьева), однако признанная средневековыми учёными «непогрешимость» любого его учения порой не позволяла утвердиться новым взглядам.

Поэтому Коперник (1473-1543), считавший, что Солнце, а не Земля находится в центре видимой Вселенной, а затем и Галилей (1564-1642), сравнивавший видение Коперника с видением  Аристотеля и Птолемея, старались избегать нападок за свои радикальные взгляды и заявляли, что их выводы -  это лишь теоретические модели, предназначенные для упрощения расчётов, что они вовсе не являются результатом наблюдения за реальным миром. Но на самом деле всё было иначе.

Галилей впервые подверг сомнению концепцию Птолемея и его традиционные взгляды, опирающиеся на Библию. Однако в дальнейшем Галилей вынужден был отречься от своей теории…».

Мел Томпсон, Философия науки, М., «Фаир-Пресс», 2003 г., с. 26-28.