Аристотель: эксперименты неприличны для свободнорождённых людей...

Древние греки считали, что свободный человек не должен заниматься физическим трудом. Это явно не стимулировало постановку экспериментов…

«Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов должны быть изучаемы те, которые действительно необходимы, но не все без исключения. Так как все занятия людей разделяются на такие, которые приличны для свободнорождённых людей, и на такие,  которые свойственны несвободным, то, очевидно, из первого рода занятий должно участвовать лишь в тех, которые не обратят человека, занимающегося ими, в ремесленника. Ремесленными же нужно считать такие занятия, такие искусства и такие предметы обучения, которые делают физические, психические и интеллектуальные силы свободнорождённых людей непригодными для применения их к добродетели и для связанной с нею деятельности. Оттого-то мы и называем ремесленными такие искусства и занятия, которыми ослабляются физические силы. Это те работы, которые исполняются за плату; они отнимают досуг для развития интеллектуальных сил человека и принижают их.

И из числа «свободных» наук свободнорождённому человеку можно изучать некоторые только до известных пределов: чрезмерно же налегать на них, с тем, чтобы изучить их во всех деталях, причиняет указанный выше вред. Большая разница существует в том, для какой цели всякий что-нибудь делает или изучает. Если это совершается в личных интересах, или в интересах друзей, или, наконец, в интересах добродетели, то оно достойно свободнорождённого человека; но поступать точно таким же образом в интересах чужих зачастую может оказаться повелением, свойственным наёмнику и рабу».

Аристотель, Политика, Книга VIII, цитируется по книге: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.: А.И. Пискунов, М., «Просвещение», 1981 г., с. 35.

 

 Наши правила обсуждения умных видео на YouTube