Искусствоведение и литературоведение
ЛитератураЛитература
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Искусствоведение и литературоведение
ЛитератураЛитература
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
В Византии агиография зародилась как жанр, имеющий античные аналоги. Для этих произведений были характерны:
«1) связь с произведениями народного творчества - использование сказаний, легенд, сказочных мотивов с их развлекательностью (чудеса, видения);
2) весьма ощутимое во многих житиях стремление к психологическим зарисовкам и сценам новеллистического характера, особенно ярким в ранней агиографии и в агиографии VI-VII веков;
3) позднейшее «перерождение» этого жанра - растворение его в бытовой и воинской повести, в мемуарных сочинениях.
Выяснить, каким образом развивалась византийская агиография по пути приближения её к беллетристической литературе, - цель нашего исследования.
Схематизированная рубрикация в композиции житий, прочно утвердившаяся с VI веке, наводит, прежде всего, на мысль об имитации авторами этих произведений некоторых образцов античной биографии.
Как известно, античная биография знала три основных вида произведений этого жанра.
Цель одного, гипомнематического, сводилась к тому, чтобы запечатлеть в памяти потомства факты и события из жизни чем-либо выдающегося лица, начиная его рождением и кончая смертью. Наиболее отчётливо специфика этого вида биографии представлена в «Жизни двенадцати цезарей» Светония. Таковы и анонимные биографии поэтов, риторов, грамматиков, дошедшие до нас во фрагментах, «Жизни знаменитых философов», написанные учеником Аристотеля Аристоксеном (IV-III вв. до н. э.), биографии «семи мудрецов», Пифагора, Ксенофонта, Платона, автором которых был Дикеарх (тоже IV-III вв. до н. э.), сочинение «О древних ораторах» Дионисия Галикарнасского (I в. до и. э. - I в. и. э.), «Жизнь, учение и мнение знаменитых философов» Диогена Лаэртского (II-III вв.), не сохранившаяся «Биография Арриана» Диона Кассия (II-III вв.). Из греческих биографов этого типа следует назвать ещё перипатетика Гермиппа, Антигона из Кариста, Сатира, а из римлян - Варрона, Скавра, Непота, Гигина, сочинения которых, за исключением фрагментов из Непота, до нас не дошли. Каталог древнейших римских ораторов даёт Цицерон в «Бруте» (§§ 53-60), а греческих и римских - Иероним в предисловии к сочинению «О знаменитых мужах».
Цель другого вида античной биографии - прославление (или порицание) того лица, жизнь которого описывалась. Это риторический вид биографии, автор которой непременно должен был произвести соответствующее эмоциональное воздействие на читателя, а отсюда как следствие - однозначность положительной или отрицательной оценки героя повествования. Если автор желал похвалить лицо, о котором писал, то биография превращалась, в сущности, в энкомий. Такие произведения составили часть особой ветви литературного творчества - так называемого эпидейктического красноречия. Классические образцы его - «Евагор» Исократа, «Агесйлай» Ксенофонта, «Агрйкола» Тацита, два панегирика Констанцию II и один его супруге Евсевии, написанные императором Юлианом «Отступником» (361 - 363 гг.). В III в. ритор Менандр составил подробное руководство по написанию таких биографических панегириков - трактат «Об эпидейктических речах». Если же в центре жизнеописания стояло лицо, которого автор намеревался порицать, то биография оформлялась в псогос, как, например, «Александр, или Лжепророк» Лукиана.
Третий вид биографии впервые появляется в античной литературе у Плутарха, придавшего этому жанру суть и форму моралистико-психологического этюда с непременной дидактикой и установкой на развлекательное чтение особого рода: оно должно было произвести на читателя тот же эффект, что и серьёзная философская литература, только при помощи иных способов воздействия, доступных восприятию человека, неискушённого в сложных философских умозаключениях.
Процесс развития биографического жанра в античной литературе не привёл к полному и гармоничному слиянию указанных выше трёх биографических видов в один, которому присущи были бы признаки каждого вида в отдельности, но в новом качестве, в неразрывном единстве. Стремление к такому объединению можно заметить у Плутарха, однако полное своё завершение эта тенденция нашла в византийской агиографии классического периода VI-VIII веках.
До этого времени мы имеем лишь отдельные примеры, в которых преобладает тот или иной вид античной биографии. Так, «Житие блаженного царя Константина» (в 4 книгах) Евсевия Кесарийского, несмотря на отдельные признаки биографии (рубрикация, согласно которой рассказывается о детстве, юности и зрелых годах Константина I), являет собой типичный пример похвальной речи царю, получившей ещё у древних греков название («царская речь»).
Характерные черты такого энкомия - однозначность оценки героя и равномерно поддерживаемая напряженность интонации - с предельной четкостью выражены в этом сочинении. Уже в самом начале автор откровенно провозглашает своё стремление повествовать об одних только положительных фактах при полном исключении отрицательных: «Цель сего предпринятого нами сочинения принуждает нас говорить и писать лишь то, что касается богоугодной жизни» императора».
Попова Т.В., Античная биография и византийская агиография, в Сб.: Античность и Византия / Под ред. Л.А. Фрейберг, М., «Наука», 1975 г., с. 222-223.