Реформы, проведённые Петром I, Петром III и Екатериной II подготовили «Золотой век русского искусства».
Из 150 имён данного периода большая часть - это поэты (более 50%).
«Пирамида поэзии, возвышающаяся над средней воображаемой линией творческого потенциала общества, состоит как из поэтических гениев - не менее пяти (Пушкин, Лермонтов, Крылов, Жуковский, Кольцов); поэтических талантов - десятки (Батюшков, Баратынский, Вяземский, Дельвиг, Дмитриев, Ершов, Козлов, Кюхельбекер, Майков, Мерзляков, Одоевский, Рылеев, Растопчина, Бунина, Языков), так и тех стихотворцев, многие из которых уже забыты, но, тем не менее, оставившие след в литературе. В рассматриваемое время начинался творческий путь поэтов Некрасова (1821-1878), Тютчева (1803-1873), Фета (1820-1892), И.С. Никитина (1824-1861).
Самый гениальный русский гений, как сказал о Пушкине поэт Ходасевич, был явлением чрезвычайным и, быть может, единственным в проявлении русского духа (Гоголь). «На призыв Петра Великого образовываться Россия через 100 лет ответила колоссальным явлением Пушкина» (Герцен). Пушкин - больше, чем гений, он - символ нашей русской культуры в высшем её выражении».
Овчинников В.Ф., Феномен таланта в русской культуре, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с. 108.
«В 1782 году в России было свыше 108 тысяч дворян (0,79 процента населения), в 1795 - свыше 362 тысяч (2,2 процента населения). Спустя чуть более 100 лет, в 1897 году дворян стало около 2 млн. (вместе с личным дворянством). Это самая большая численность дворянства за всю историю России. Следовательно, почти до конца XIX века численность дворянства постоянно росла. Возрастал и объём его творческой деятельности. За два века из дворянской среды вышло более 300 известных в России людей, имена которых значатся в энциклопедических источниках […] лица дворянского происхождения заняли первые места по генерации философов, историков, просветителей, первопроходцев и путешественников, писателей, поэтов, композиторов. С известным основанием можно утверждать, что дворянство - культурный генофонд России, главный личностный фактор её творческого потенциала в рассматриваемый период. […]
Отмена крепостного права заставила многих представителей дворянства заняться профессиональным трудом, уравнивая выходцев из других сословий. Этот процесс, пополняя отряд интеллигенции, обеспечивал её интенсивный рост. И уже на рубеже XIX-XX веков лидерство в социальной генерации таланта, по существу, перешло к интеллигенции. К этому времени численность дворянства заметно сократилась.
Как же отразилось на характере русской культуры и типе творчества лидерство дворянства на протяжении 150 лет? Укажем на три основные черты.
Во-первых, талант за этот период приобрел потенциал универсальности: то есть, проявился во всех известных видах творчества и человеческого опыта.
Во-вторых, талант стал как бы соперником святости и в то же время в своем светском обличий ориентировался на духовные образы русской культуры. Подчеркнём, что на творческом удвоении (гениальность и святость) таланта настаивали Н. Бердяев, B. Розанов и другие русские философы. (А. Пушкин, C. Саровский - символы русской гениальности и святости.)
В-третьих, талант резко расширил научно-техническую сферу культурной деятельности, что позволяет говорить о его готовности выхода на цивилизованные горизонты развития. В предшествующий исторический период эта черта таланта, по сути, не могла быть реализованной. Вместе с тем гуманистическая направленность таланта, возросший культурный потенциал социальной генерации дворянства привели к его главенствующей роли в обществе.
Дворянство, уступая своё лидерство в социальной генерации таланта, на последнем всплеске оставило русской культуре целый ряд крупных имён почти во всех видах творчества. Назовём этих «последних могикан»: И.А. Бунин (1870-1953) - последний великий писатель, эмигрировавший после революции на Запад, удостоившийся Нобелевской премии; А.А. Блок (1880-1921) - последний великий поэт, умерший при загадочных обстоятельствах; Н.А. Бердяев (1874-1948) - последний крупный философ, в 1922 году высланный из России; С.С. Прокофьев (1891-1953) - последний великий композитор, настоящее признание к которому пришло после его смерти; А.Н. Туполев (1888-1972) - последний гениальный изобретатель-авиаконструктор, подвергшийся в 30-е годы репрессии. Понятно, что названы лишь широкоизвестные «последние могикане» из дворян. […]
В самую продуктивную творческую эпоху - Серебряный век русской культуры (1890-1925 гг. - так округлённо обычно датируется эта эпоха) - лидерство в генерации таланта принадлежало интеллигенции. До 1860 года она была дворянской, после 1861 года - разночинной (в неё входили представители всех сословий и слоев общества). Как с общественным слоем, несущим высший культурный потенциал России, с интеллигенцией в рассматриваемый период не может сравниться никакое другое сословие».
Овчинников В.Ф., Феномен таланта в русской культуре, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с. 221-223.
Распределение творческих личностей России по основным видам творчества по В.Ф. Овчинникову