Научные парадигмы
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Научные парадигмы
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Макс Шелер пишет: «Противоречивые психологические, социологические и исторические концепции сталкиваются и переплетаются самым причудливым образом. Но если всмотреться, то становится ясно, что в основе всех этих столь многообразных высказываний лежит лишь несколько основных и коренным образом различных понятий о человеке».
Вскрыть эти понятия, привести их к окончательной ясности, свести к немногим определяющим типам - такова задача, которую ставит себе Шелер. С такого типологического анализа должна начать антропология. И вот, сквозь бесчисленные оттенки современных утверждений, Шелер различает пять основных и определяющих идей о человеке. Три из них являются общим достоянием, и мы невольно опираемся на одну из них всякий раз, как высказываем что-нибудь о человеке или истории. Две - гораздо более новые; они, может быть, уже давно «носятся в воздухе», но последовательно развиты лишь в новейшей, в частности немецкой, философии. Каковы же эти пять идей-типов?
Первая идея - это иудейско-христианский миф о сотворённом человеке и смысле его бытия. Идея эта и, в частности, её основные моменты - первородный грех, искупление, эсхатология - крайне живуча и часто явственно обнаруживает себя даже там, где о догматической вере не может быть и речи. Этой идее соответствует целый ряд концепций истории.
Вторая идея впервые «открыта» Платоном и Аристотелем и, по существу, неизменная, царит в философии до наших дней. Она стала общим достоянием и в обиходе получила даже опасный характер несомненности и неоспоримости. Это идея «homo sapiens».
Её основные черты:
1) человек единственный среди живых является носителем специфического фактора - разума, неразложимого и не сводимого на другие, низшие факторы.
2) основное свойство разума, непререкаемо за ним признанное, - способность познавать сущее как оно есть;
3) разум тождественен себе и неизменен в любую эпоху, в любом homo sapiens. Лишь третье свойство (неизменность) было подвергнуто сомнению: Гегель приписал разуму, как таковому, становление во времени. В остальном идея «homo sapiens» осталась неизменной в самых противоположных доктринах.
Но способность разума познавать сущее как оно есть - эта способность, сознательно или бессознательно, коренится на одной предпосылке: богоподобие или богоданность разума (а в более исконной форме: торжество или подобие человеческого логоса мировому Логосу). Если устранить эту предпосылку, идея homo sapiens теряет всякий смысл.
Третья идея - натуралистическая, позитивистическая и, позднее, прагматическая. Она отрицает специфичность и неразложимость разума, видит в нём лишь продукт инстинктов и чувственных восприятий.
Определяющее начало в человеке это не разум (нечто вторичное, производное), но инстинкты. Инстинкты распадаются на три основные группы, и обыкновенно одной из этих групп придаётся первенствующее значение. Соответственно этому существует и три типа натуралистических концепций истории. Во-первых, теории экономические, напр., марксизм, для которого история - «борьба классов», «борьба за место у корыта» (инстинкт питания). Во-вторых, теория, истолковывающая историю прежде всего с точки зрения инстинкта размножения или одной из его форм (пример: Фрейд и его libido). В-третьих - история sub specie «воли к власти» (уже Гоббс и Макиавелли, особенно - Ницше).
Шелер отмечает, что есть одна черта, неожиданно роднящая между собою все разнообразные натуралистические теории: это неизменная вера в разумную эволюцию, в высокую цель человеческого развития. И здесь обнаруживается странное сближение этих теорий с идеей «homo sapiens».
Четвертая идея - «страшная для западного чувствования и западного мышления». Вот в чём она заключается. Вся история человечества - непрерывный декаданс, самые истоки её отравлены, ибо то, что делает человека человеком - его разум - есть болезнь. Человек - «животное, заболевшее разумом» и потому - животное обречённое на вымирание. Подлинные жизненные силы он подменил жалкими суррогатами (язык, понятия и, вообще, все материальные и духовные ценности культуры). Ради этих призрачных «ценностей» он изменил подлинным ценностям жизни. Человек уже не приобщён экстатически жизни, он не погружен и не укоренен в мире, как всё живое, но лишь отвлечённо сознаёт жизнь и мыслит мир. Наша история - процесс непрерывного разрушения, разъедания жизни разумом, этим страшным «метафизическим паразитом». Однако, ведь этот «патогенный процесс» длится уже 10 000 лет. Но что такое десять тысяч лет в ЖИЗНИ вида? - приблизительно то же, что в жизни индивидуума «восьмидневная лихорадка, от которой пациент скончался». Разные культуры в разное время приходят к смерти, но самая культура как таковая есть процесс умирания.
Словом, это давняя тютчевская мысль о неустранимом «разладе» разума и природы, и о «призрачной свободе» нашего духа, как корне этого разлада. Но здесь эта мысль разрослась в толстые томы и вооружилась «наукообразной» аргументацией.
Шелер пытается вскрыть происхождение этой «страшной» теории. Он находит зачатки (только зачатки) её у поздних (Гейдельбергских) романтиков, у Шопенгауэра, Ницше и Бергсона. Но идея эта обострилась и обрела силу, только пройдя через роковой опыт «страшных лет» Европы. Теперь разнообразные мыслители разными путями подходят к ней с какой-то странной неизбежностью: философы и психологи (Клаге), палеогеографы и геологи (Даке), этнологи (Фробениус), историки (Шпенглер) - и многие другие.
Шелер явно встревожен этой идеей и, с видимой страстностью, ищет показать её коренную противоречивость... Но я не могу коснуться здесь его высокоинтересных критических соображений.
Пятая идея, в противоположность четвёртой, возносит «человека» на ещё небывалую высоту. Эта идея - представленная Н. Гартманом (в его «Этике») и Г. Керклером - своеобразное преломление ницшева богоборчества и учения о сверхчеловеке в философском и жизненном опыте современности. […]
* * *
Таковы те пять идей, которые - по Шелеру - всецело определяют и исчерпывают всю совокупность высказываний о человеке в современной Европе. Ни к одной из них Шелер не примыкает, и идея, которая должна лечь в основу его собственной «Антропологии…», несомненно представляется ему как существенно новая, шестая идея».
Бахтин Н.М., Из жизни идей, М., «Лабиринт», 1995 г., с. 126-129.