Использование противоречия, как модели
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
Использование противоречия, как модели
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
По свидетельству Аристотеля, Сократ первый стал употреблять однозначные определения.
«Читая диалоги Платона, где всесторонне выведен образ Сократа, испытываешь странное ощущение.
Сократ заставлял отвечать на свои вопросы «да» или «нет» (как в современной судебной практике), хотя сплошь и рядом напрашивается ответ типа «ни да, ни нет», «и да, и нет», или «отчасти». Он навязывал собеседнику мнение, что каждой вещи противоположно только одно, а не многое, использовал жульнические уловки - если А есть В, то и В есть А (в чем, в частности, его схватил за руку Протагор). Резко отрицательный образ Сократа у Аристофана появился не случайно.
В диалоге Платона «Государство» зафиксирован закон немыслимости противоречия […] Это - одна из ступеней конца архаики. «Возможно ли, чтобы одно и то же стояло и двигалось в отношении к одному и тому же?». Человек стоит и в то же время движет руками и головой; волчок вращается и стоит на месте. Для пояснения невозможности противоречия выявляется различия отношений.
Невозможно и неверно согласиться, будто такие вещи «вращаются и не вращаются в отношении к одному и тому же». Противоречия не может быть, если рассматривать утверждение в одном и том же отношении. «Чтобы через рассуждение о всех таких недоумениях и через доказывание их несправедливости не подвергаться нам необходимости удлинять свою речь, мы примем это положение за верное и будем двигаться вперед, условившись, что даже в случае, если бы что-либо показалось нам иначе, а не так, мы будем решать все, исходя из этого положения». Использование этого основополагающего закона предполагает, что всегда можно выявить эти самые различия отношений, проводя их всё более и более тонко.
Переход логики на главенствующие позиции в познании в первую очередь вызвал рождение математики (Евклид, Аполлоний, Архимед, Диофант), в меньшей степени - других наук. На протяжении столетий этот способ рассуждений оттачивался в средневековой схоластике (tertium non datur - третьего не дано), и, в конце концов, выплеснулся современной наукой, в которой был дополнен процедурой сравнения теории с экспериментом».
Фёдоров П.П., Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра, М., «Либриком», 2009 г., с. 13-14.