Использование однозначных определений по Сократу

По свидетельству Аристотеля, Сократ первый стал употреблять однозначные определения.

«Читая диалоги Платона, где всесторонне выведен образ Сократа, испытываешь странное ощущение.

Сократ заставлял отвечать на свои вопросы «да» или «нет» (как в современной судебной практике), хотя сплошь и рядом напрашивается ответ типа «ни да, ни нет», «и да, и нет», или  «отчасти». Он навязывал собеседнику мнение, что каждой вещи противоположно только одно, а не многое, использовал жульнические уловки - если А есть В, то и В есть А (в чем, в частности, его схватил за руку Протагор). Резко отрицательный образ Сократа у Аристофана появился не случайно.

В диалоге Платона «Государство» зафиксирован закон немыслимости противоречия […] Это - одна из ступеней конца архаики. «Возможно ли, чтобы одно и то же стояло и двигалось в отношении к одному и тому же?». Человек стоит и в то же время движет руками и головой; волчок вращается и стоит на месте. Для пояснения невозможности противоречия выявляется различия отношений.

Невозможно и неверно согласиться, будто такие вещи «вращаются и не вращаются в отношении к одному и тому же». Противоречия не может быть, если рассматривать утверждение в одном и том же отношении. «Чтобы через рассуждение о всех таких недоумениях и через доказывание их несправедливости не подвергаться нам необходимости удлинять свою речь, мы примем это положение за верное и будем двигаться вперед, условившись, что даже в случае, если бы что-либо показалось нам иначе, а не так, мы будем решать все, исходя из этого положения». Использование этого основополагающего закона предполагает, что всегда можно выявить эти самые различия отношений, проводя их всё более и более тонко.

Переход логики на главенствующие позиции в познании в первую очередь вызвал рождение математики (Евклид, Аполлоний, Архимед, Диофант), в меньшей степени - других наук. На протяжении столетий этот способ рассуждений оттачивался в средневековой схоластике (tertium non datur - третьего не дано), и, в конце концов, выплеснулся современной наукой, в которой был дополнен процедурой сравнения теории с экспериментом».

Фёдоров П.П., Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра, М., «Либриком», 2009 г., с. 13-14.