Антропоморфные метафоры / модели по А.В. Перцеву

«Дом человека навсегда останется центром его мира, какие бы религии он ни исповедовал и какие бы науки ни изучал. Пусть мой опыт и разум, многократно усиленный опытом и разумом всего человечества, позволяют мне уйти далеко за пределы той «окружающей среды», которой был ограничен мой далёкий «природный» предок. Но исходная система базовых представлений останется прежней. Для того, чтобы я сохранял психологическую устойчивость, мне надо твёрдо знать, где мой дом, в который я могу вернуться - даже из космического полета. Да, сегодня я способен объехать весь мир - просто так, для развлечения, праздным туристом. Более того. Я могу окидывать весь мир взором, не вставая с любимого дивана: глядя на телеэкран, я чувствую себя подобным Богу всевидящему. Но моя исходная мироориентация ничуть не меняется от изобилия впечатлений. Мой диван остаётся центром мироздания, на котором я покоюсь недвижно, словно аристотелевский Нус. И пусть мир, мельтеша, вращается вокруг меня, вокруг моего незыблемого Дома.

Дом остаётся центром вселенной, абсолютной точкой отсчёта. Это - не просто геометрический центр. Это - смысловой центр космоса. По мере удаления от этого центра истинный смысл, нормальные представления о мудрости, добре и красоте все более и более утрачиваются. […] Поскольку дома всё устроено так, как оно и должно быть, поскольку все домашние вещи и отношения только здесь и имеют тот смысл, какой им и подобает иметь, всё в окрестном мире, дальнем и ближнем, объясняется по аналогии с ними.

Платон приписал это человеческое, чересчур человеческое свойство своему Богу - эйдосу блага. Именно в над-небесье, то есть у него, Бога, дома, только и могут существовать созданные им остальные эйдосы как недосягаемые образцы для всего земного, удаленного, а потому и несовершенного. […]

Человек современный искренне потешается над антропоморфизмом дикарей, которые полагают, что дерево цветёт от счастливой любви, а сохнет - от неразделённой, что река разливается, потому что гуляет.

Но, отсмеявшись, нынешние учёные всё так же продолжают судить о космосе по аналогии со своим «домашним» существованием. Вся разница состоит только в том, что границы прилегающих к их дому участков сильно раздвинулись благодаря научно-техническому прогрессу. Глаза учёного усилены мощными телескопами и микроскопами. Он, казалось бы, видит много больше. Но действительно ли это так? Ведь видит человек только то, что уже готов увидеть. А готов он увидеть то, что привык видеть дома. Именно на это и намекает известный детский стишок:

- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.

Титаны физической науки XX века видели в космосе всё ту же привычную домашнюю мышку:

«Так, «открытые» Скиапарелли и Ловеллом каналы на Марсе едва ли были лишь оптической иллюзией в результате использования несовершенной телескопической техники. О них заговорили, когда в памяти всех ещё жив был ажиотаж, связанный с прорытием Суэцкого канала, и когда сооружался Панамский канал. Ряд последующих «открытий» на Марсе в том же роде. Когда на кораблях военно-морского флота в первую мировую войну стали применять прожекторную сигнализацию, астрономы усмотрели световые сигналы и на Марсе; когда появилось радио, то зарегистрировали позывные и с Марса; когда запустили искусственные спутники Земли, то Шкловский выдвинул гипотезу, что Фобос и Деймос искусственно созданы. Именно полёты земных космонавтов - источник представлений Агреста, Казанцева и Дэникена о посещении Земли пришельцами с инопланетных цивилизаций и всех этих тенденциозных и фантастических объяснений гибели Содома и Гоморры, происхождения плит Баальбекской террасы, тектитов и фресок Тассили, завершившихся новой интерпретацией древнейшей истории, мифологии и Библии в стиле одностороннего техницистского мышления». (Субботин А.Л., Фрэнсис Бэкон, М., «Мысль», 1974 г., с.73-74).

Да, и сегодня человек упорно продолжает примысливать себя к мирозданию. Само слово «миро-здание» указывает на то, что космос представляется ему продолжением и подобием собственного дома. Казалось бы, ничего общего между домом человека и космосом нет. Другие расстояния, другие размеры, другие температуры... Да что там говорить - абсолютно всё другое, что ни возьми! Откуда же берётся это неистребимое желание искать сходное, подобное «домашнему», то есть земному?

А это все она, витальная потребность в мировоззрении, которое единственно способно обеспечить человеку психологическую устойчивость.

Аналогичное, сходное - значит, знакомое. Знакомое - значит, привычное. А привычное уже не пугает. Если ты не желаешь испытывать страх перед неизвестностью, подобно герак-литовским собакам, тебе непременно надо представить все неизвестное привычным - таким, с которым ты уже научился справляться и ладить.

Представим себе ребёнка, который выходит из своей детской и начинает осваивать огромный дом - скажем, дворянскую усадьбу. Он с опаской движется по коридору и обследует соседние комнаты. Какие-то из них открыты, какие-то - закрыты, так что туда пока приходится заглядывать только через замочные скважины. Уверенность покидает ребёнка с того момента, когда он перешагнул порог детской, где всё понятно, привычно и знакомо. Чтобы хотя бы немного вернуть эту уверенность, он изо всех сил убеждает себя заранее, что в неведомом мире нет ничего непривычного и страшного, что он похож на детскую. Это ожидание априорно, оно возникает ещё до того, как он заглянет в соседнюю комнату и увидит там что-либо. Именно потому бесхитростный детский рассказ о первом проникновении в доныне запертую библиотеку звучит примерно так: «Там такая же комната, как и у меня, только всё другое - и потолок, и двери, и шторы, и люстра. Там нет кроватки, только много книг, большой стол и кресла».

 

Продолжение »