Противоречие, как исходная фиксация вопроса, ситуации
Модели динамического равновесия
Общая психологияПсихологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Противоречие, как исходная фиксация вопроса, ситуации
Модели динамического равновесия
Общая психологияПсихологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
«В моей жизни было три гуру. Первым был Соломон Фриндландер, называющий себя неокантианцем. Я узнал от него значение баланса, нулевого центра противоположностей. […]
Фриндландер зарабатывал деньги тем, что писал очень.смешные рассказы под псевдонимом, представлявшим собой слово «аноним», написанное задом наперед.
Его философская работа «Творческая индифферентность» оказала на меня огромное влияние. Он был первым человеком, в чьём присутствии я ощущал робость и благоговейно почитал его. Моя хроническая самонадеянность исчезла.
Пытаясь осознать или выделить то, что привлекало меня во Фриндландере и его философии, я переживаю вихрь мыслей, чувств и воспоминаний. Философия была магическим словом, чем-то таким, что нужно было усвоить, чтобы понять себя и весь мир, противоядием от моего экзистенциального беспорядка и путаницы.
Я всегда мог справиться с софистикой. Вопрос «Сколько ангелов, могут танцевать на кончике иглы?» был дешевым трюком, смешивающим символы и предметы. Что появилось вначале - курица или яйцо? Этот вопрос не только останавливал общую картину непрерывного процесса, но и особым образом упускал отправную точку: какая курица, какое яйцо? Райх был типичной жертвой подобного беспорядочного мышления.
В школе мы читали Софокла и Платона в греческом оригинале. Я любил драматурга, но Платон, как и большинство философов, предлагал идеалы и требовал таких способов поведения, которым сам не следовал, - в этом я был уверен. Мне доводилось видеть подобное лицемерие у своего отца, который говорил одно, а делал другое.
Что касается Сократа, то он даже вызывал во мне уважение такими словами: «Вы все дураки, если думаете, что все знаете. Но я, Сократ, не дурак. Я знаю, что я ничего не знаю! Это даёт мне право мучить вас вопросами и показывать вам, какие вы все дураки». Много ли славы вы предоставите уму?
Обучение психологии в то время представляло собой смесь физиологии и четырёх свойств ума: мышления, эмоции, воли и памяти.
Я даже могу перечислить сотню различных объяснений и намерений, которые выдавались за Истину (конечно, с большой буквы).
В этот беспорядок Фриндландер внёс простой способ начальной ориентации. Всё, что существует, может раскладываться на противоположности. Если вас поглощает только одна из противоположностей, вы попались в ловушку или, по меньшей мере, заняты односторонним поиском. Если вы находитесь в ничто нулевого центра, то сохраняете равновесие и обозреваете картину в целом.
Позднее я осознал, что это был западный вариант учения Лао-Цзы. Мне понятна ориентация творческой индифферентности».
Фриц Перлз, Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость, М., Изд-во Института Психотерапии, 2001 г., с. 61-63.