Сочинение «О знаменитых людях» (De viris illustrious) Иеронима Стридонского

«Фактическим родоначальником христианской просопографии, а стало быть, и жанра патрологии, явился Иероним Стридонский.

В 392 г. в Вифлееме он опубликовал сочинение «О знаменитых людях» (De viris illustrious), написанное по просьбе префекта Декстра.

Во время работы Иероним ориентировался на известное одноименное сочинение Светония (от пяти книг, содержавших биографии и обзоры сочинений знаменитых грамматиков, риторов, поэтов, историков и философов, сохранились лишь фрагменты), которое рекомендовал ему в качестве образца сам Декстр.

В предисловии Иероним называет свой труд апологией, которая призвана опровергнуть упреки в том, что у христиан не было своих знаменитых философов, ораторов и учёных (nullos philosophos et eloquentes, nullos... doctores).

В 135 главах изложены биографии знаменитых христиан от ап. Петра до самого Иеронима. Первые 78 глав (как признаёт Иероним) основаны на материалах Евревия и, стало быть, воспроизводят все содержащиеся там ошибки.

Но более серьёзно труд Иеронима страдает от вкусовых пристрастий и собственной небрежности автора. Обычны хронологические неточности (например, об Антонии Египетском речь заходит после жизнеописания его биографа, Афанасия Александрийского), нередки библиографические ошибки (путаница в сочинениях разных авторов), встречается даже смешение персоналий.

Но при всём том сочинение Иеронима остаётся самым ранним и уникальным образцом патрологических изысканий, а во многих случаях - незаменимым источником (каковы; например, сведения о  Минуции Феликсе, Тертуллиане, Киприане, Новатиане, Лактанции). Вероятно, уже в VII веке появился анонимный греческий перевод.

Замысел Иеронима имел немаловажное методологическое значение, которое сам автор осознавал лишь отчасти. Прежде всего, он сконцентрировал свое внимание исключительно на персоналиях и сочинениях. «Каталогизаторский» характер (о «каталоге» говорит сам Иероним - Письмо 47,3), и схематизм изложения составляли главное отличие нового жанра от церковной истории; от житийной же литературы он отличался более «светским» характером, иными принципами отбора и изложения материала.

По замыслу труд Иеронима - отдалённый аналог классических патрологии XVIII-XX веков. Концептуальную его сторону во многом суммирует термин «церковные писатели», заимствованный у Евсевия, но используемый в гораздо более широком значении - им объединяются все без различия авторы, выбранные Иеронимом, - и гораздо более сознательно, так как Иероним в письме к Августину специально настаивает именно на своем толковании термина (Письмо 112,3)».

Столяров А.А., Патрология и патристика, М., «Канон+», 2001 г., с. 19-20.