«Обратимся к тому как, американский социолог Джордж Беккер (Becker George, The Mad Genius Controversy: A Study in the Sociology of Deviance. Beverly Hills and London: Sage, 1978) анализирует связь гениальности и девиантного поведения.
История этого вопроса, если ограничиваться письменными источниками, уходит по крайней мере в глубины античности. Так, в античности и средние века получает широкое распространение идея ангела или демона как духа, вселяющегося в человека при рождении. Культ этого духа как посредника между человеком и Богом сохранился в образе праздника дня рождения, дня ангела. Поэт, мудрец, провидец понимался в рамках этой традиции исключительно как голос Бога, а тексты уподоблялись пророчествам (ср. стихотворение Пушкина «Пророк»).
Этому естественным образом сопутствовало отсутствие идеи индивидуального творчества.
Платон писал в данной связи об «энтузиазме», священном безумии, одержимости как характеристиках творчества, противопоставляемого, с одной стороны, закономерности социальной жизни, но с другой - являющимся ничем иным, как продолжением путешествия человеческой души в «умном месте».
Беккер приводит забавную статистику, касающуюся первой половины XX века. Оказывается, две трети всех авторов (большей частью имеющих медицинский диплом), писавших о гении, определённо считают гениев психически ненормальными. История вопроса развивалась в поле противостояния мистических и рационалистических теорий гения, либо провозглашавших его необъяснимость, либо сводивших его к определенному набору интеллектуальных способностей или методу (к примеру, Шопенгауэр или Дильтей).
Вторая половина XIX века характеризуется сменой культурных аксиом (под влиянием эволюционной теории и «разночинского движения») - романтическую концепцию гения (Карлейль, братья Шлегель) сменяет рационалистическая, получившая возможность опереться на науку: оценка гения как баланса безумия и разума (Гёте) смещается к преобладанию в гении безумия (Жюль Верн).
Популярность завоевывает идея «среднего человека» как нормы и идеала - детерминистски и эволюционно нагруженная статистика Адольфа Кетле, дающая классификацию различных типов совершенства человека (расового, национального, городского, сельского и т.п.) и провозглашающая «закон случайных причин», учитывающий отклонения от указанных типов («социальная физика» и «моральная статика»).
Ф. Гальтон, принимая в целом эту позицию, описывал гения как «отклонение от среднего уровня», согласно его закону «частоты ошибки». Это входило в противоречие с евгеникой Гальтона и стремлением к созданию новой высокоинтеллектуальной расы. В этом контексте интеллектуальная исключительность гения переходила в его моральную неустойчивость и антисоциальность.
В дальнейшем гений рассматривается даже как нежелательное отклонение, «ошибка природы», ведущая к негативным последствиям. Приведу лишь одну цитату начала века из работы врача X. Модсли: «Великий человек не создаёт сам себя, как скоро он нуждается в использовании безмолвно накопленного капитала поколений фамильного древа; естественный результат после него поэтому - серость и дегенерация».
Часто приводимый пример - семья Гёте, не давшая после смерти своего гениального представителя сколько-нибудь выдающихся личностей. Изучение психики масс в эпоху революций XIX века приводит некоторых исследователей к представлению о гении как выражению коллективной психопаталогии.
Так, по мнению Р. Вирхова, «всякая настоящая культурная революция сопровождается эпидемией», а психическая эпидемия - закономерное следствие вовлечения больших масс народа в социальные катаклизмы. От этого один шаг до признания криминальности гения, уничтожающего вековые порядки и проливающего реки крови (Г. Роде: «Гений - величайший враг общества, и поэтому общество сначала уничтожает гения и... принимает его преступные теории задним числом»). Остаётся лишь благодарить Бога, что гении не столь часты.
Дж. Нисбет ставит точку в этом обличении гения: «Если бы человеческая раса состояла триста лет тому назад из Шекспиров, Мильтонов и Кромвелей, она бы давно уже исчезла с лица Земли». (Nisbet J. The Insanity of Genius. London, 1912. р. 317).
В дальнейшем развитие гуманитарных наук вносит свои коррективы, хотя притушить теоретическую остроту поставленных вопросов едва ли удаётся.
Они по существу сводятся к следующему. Если гений - безумец, то созданный им текст, даже положенный в основу текстовой эпохи, в принципе непостижим и иррационален, из него нельзя выводить логические следствия, но его можно лишь бесконечно истолковывать, эксплуатируя не столько разум, сколько воображение».
Цитируется по: Касавин И.Т., Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания, СПб, Изд-во «Русского Христианского гуманитарного института», 1999 г., с. 335-336.