Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
Принципы запретаПринципы запрета
Приём «Инверсия»Приём (эвристика) создания нового качества
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
Принципы запретаПринципы запрета
Приём «Инверсия»Приём (эвристика) создания нового качества
X
«Ареопагитики» / Corpus Areopagiticum - сборник, состоящий из 4-х трактатов и 10 писем неизвестного религиозного автора.
Точная дата его создания не известна, но впервые текст был оглашён в 533 году.
««Ареопагитики» впервые были переведены с греческого на латинский язык Иоанном Скотом Эриугеной ещё в IX веке. Благодаря прежде всего этим переводам (как и произведению самого Эриугены «О разделении природы», написанному под их влиянием) сформировалась западноевропейская традиция мистического пантеизма, включавшая воззрения Мейстера Экхарта, соотечественника и, возможно, одного из вдохновителей Николая. Автор «Учёного незнания» как в этом, так и в последующих своих произведениях вдохновляется идеями «Ареопагитик».
«Ареопагитики» написаны под влиянием крупнейшего неоплатоника V века Прокла. В последующей истории средневековой теолого-философской мысли и средневековой диалектики, в особенности диалектики самого Николая, очень большую роль сыграли теологические спекуляции «Ареопагитик», концентрирующиеся вокруг путей Богопознания.
Первый из этих путей составляет путь положительной (катафатической) теологии, согласно которой Богу по аналогии с миром и, в особенности, с человеком можно приписать любые предикаты, поскольку Бог - это абсолют. Отсюда «всеимянность» Бога, о которой, в частности, идёт речь в «Божественных именах», важнейшем произведении «Ареопагитик».
Однако путь положительной теологии оказывается далеко неадекватным для постижения Бога. Поскольку Бог - сверхприродное существо, автор «Ареопагитик» считает, что по отношению к нему более адекватны такие атрибуты, как Сверхжизнь, Сверхкрасота, Сверхблаго, Сверхмудрость и т. п., в особенности же Сверхбытие, Сверхсущество.
Такие суперлятивные атрибуты «через превосходство выражают отрицание». Таким образом, положительная теология переходит в отрицательную (апофатическую).
Неоплатоновская мысль о непознаваемости Единого (которому можно приписать только предикат существования) трансформировалась здесь в учение о невозможности какого-либо положительного знания о Боге. В силу этого «всеимянный» Бог положительной теологии становится «безымянным» Богом теологии отрицательной.
Главное назначение отрицательной теологии - всемерно подчеркнуть сверхприродность Бога, супранатуральность его.
Автор «Ареопагитик» провозглашает, что непознаваемость Бога и следует рассматривать как вершину его понимания.
Мистицизм неоплатонизма в особенности выразился в учении о сверхразумном экстазе, состоянии, в котором философ, хотя и крайне редко, сливается с Единым - внеприродным источником всякого бытия и существования. При этом результаты подобных мгновений восторга и самозабвения формулировать логически и выражать в словах он бессилен. Автор «Ареопагитик» утверждает, что к «...сокровенному мы устремляемся, отрешаясь от всякой умственной деятельности».
Высоко оценивая этот аспект «Ареопагитик», христианская церковь подвергала большой опасности своё вероучение. Ведь отрицательная теология, последовательно отвергавшая все антропоморфные атрибуты Бога, вставала тем самым па путь его полной деперсонализации.
Вследствие этого подрывалось принципиальное христианское положение о Боге как о высшем субъекте, носителе воли и промысла, а сам Бог обезличивался».
История диалектики XIV-XVIII веков, М., «Мысль», 1974 г., с. 36-37.