Значение сочинений Галена

«В 168 году император Марк Аврелий пригласил Галена в Рим в качестве личного врача в его походах против германцев. Серия непредвиденных событий заставила императора вернуться в Рим, где Гален обосновался медиком при Коммоде, сыне императора.

Как придворный врач (оставаясь им и после смерти Марка Аврелия), Гален посвящал все своё время исследованиям и составлению книг. Его слава была настолько грандиозна, что даже при его жизни то и дело появлялись фальсификации, подписанные его именем.

Сам Гален рассказывал с нескрываемым удовольствием историю, коей был очевидцем, как однажды в лавке один образованный римлянин разоблачал книгопродавца; он кричал, что книга, которую тот хотел продать как галеновскую, написана таким скверным греческим, что она недостойна пера Галена. Умер Гален около 200 года. Литературное наследие его безмерно, несколько тысяч страниц. Многие из них утрачены, но значительное их число сохранилось (около сотни названий). В каталог, отредактированный и названный самим Галеном «Мои книги», вошли:

1) сочинения терапевтические;
2) книги по теории прогнозирования;
3) комментарии к Гиппократу;
4) полемические работы против Эрасистрата;
5) книги, относящиеся к Асклепию;
6) работы, посвящённые различным медицинским методам;
7) книги, используемые при доказательствах;
8) книги по философии морали;
9) книги по философии Платона;
10) книги, относящиеся к философии Аристотеля;
11) книги, касающиеся разногласий с философией стоиков;
12) работы по философии Эпикура;
13) книги об аргументах грамматических и риторических.

Среди наиболее значительных его работ назовём: «Анатомические процессы», «Полезность частей», «Естественные способности», «Терапевтический метод», «Учебное руководство по медицине», «Комментарий к Гиппократу». [...]

Гален ставит целью восстановить античный образ врача, достойным примером которого, более того, живой парадигмой был Гиппократ. Медикам своего времени, отвернувшимся от Гиппократа, Гален предъявляет три тяжких обвинения:

1) невежество,
2) коррупция,
3) абсурдная разобщённость.

1. Невежество новых медиков он усматривает в том, что они:
а) не утруждают себя методичным познанием природы человеческого тела;
б) как следствие, не умеют отличать болезни по родам и видам;
в) не располагают отчётливыми логическими понятиями, без чего не могут ставить верно диагнозы. Утратив всё это, искусство врачевания превращается в ползучую эмпирическую практику.

2. Коррупция медиков состоит:
а) в небрежении обязательствами;
б) в ненасытной жажде денег;
в) в лени и праздности духа.
Пороки эти влекут за собой атрофию ума и воли врача. «Личность, которая хочет стать истинным врачом, - пишет Гален, - не только презирает богатство, но она в крайней степени приучена к перегрузкам, любит напряженный ритм работы. Нельзя и представить себе, что такой работяга может позволить себе напиваться, объедаться, предаваться усладам Венеры - короче говоря, служить своей нижней части тела. Всё это потому, что истинный медик -  друг умеренности, сколь и истины».
Гении масштаба Фидия среди скульпторов, Апеллеса среди художников, Гиппократа среди врачей не появляются более по причине коррупции.
Можно было бы, изучив все открытое Гиппократом, весь остаток жизни посвятить применению познанного, открыть недостающее. И эта была бы цель медицины. Но, добавляет он, «невозможно, считая богатство самой ценной из добродетелей, изучая и применяя искусство не на благо людей, но ради наживы, достичь её цели».

3. Что касается разделения на секты, то необходимо помнить, что уже после Эрасистрата медицина пережила раскол, в результате чего выделились три позиции:

а) так называемые «догматики», которые утверждали, что факторы болезнетворные и излечивающие целиком и полностью определяются разумом;
б) так называемые «эмпирики», считавшие, что искусство врачевания опирается всегда и только на чистый опыт;
в) так называемые «методисты» (таково их самоопределение определение и самоотделение от догматиков), напротив, полагавшие основой медицинского искусства некоторые очень простые понятия (схематично «выделение», «сокращение» и т.п.).
Гален отвергает все три позиции, видя в их поверхностности большую опасность. Его метод соотносит момент логический с экспериментальным, полагая и тот и другой одинаково необходимыми. […]

Заслуга Галена состоит в придании новой формы уже известному знанию. Его достижения можно суммировать следующим образом:

а) анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея и обобщенные им;
б) элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля, приведенные и адаптированные в контексте строгого телеологизма;
в) теория элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа;
г) теория «врождённой теплоты» и «пневмы»  (модифицированная идея Посидония);
д) идеи «Тимея», прочитанные в медиоплатоническом ключе (воспринятые от Альбина), в качестве общей схемы и основы медицинской энциклопедии.

К этому всему должна быть присоединена теологическая концепция самого Галена, специфически преломленная в платоническо-аристотелевской традиции.

Что касается анатомии, то очевидно, что Гален прошёл солидную подготовку в процессе аутопсий и вивисекций (опыты над обезьянами и даже слонами), это отражает его трактат «Анатомические процессы», составленный по результатам собственноручно проделанных опытов.

Что касается теории элементов, качеств и жидкостей, то в трактате «О природе человека» он развивает и завершает её теорией темпераментов, ставшей знаменитой. Из четырёх элементов и четырех качеств - холодного, горячего, сухого и влажного, - должным образом соотнесенных, происходит все прочее. «Темперамент» не есть простая смесь их, но такая, где присутствует взаимопроникновение решительно всех частей смеси. Специфическое качество любого тела проистекает из «удачного смягчения» противоположных качеств, это совпадает с тем, что классики называли «истинной мерой». «Хороший темперамент» человека есть результат «удачной темперации», соразмерности различных частей тела».

Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма»,2003 г., с. 346-348.

 

«Причины большого успеха Галена. Грандиозная систематизация знания в рамках медицины и её дисциплин, ясная теоретическая схема, высокий религиозный и моральный смысл философского учения Галена обеспечили ему в эпохи средневековья и Возрождения неувядаемую славу. Однако с Галеном случилась та же беда, что и с Аристотелем: его теория стала догмой и, повторяемая буквоедами, была извращена недоучками в самой её сердцевине. Его ошибки усердно консервировались и передавались, становясь со временем серьёзным препятствием прогрессу медицины. Необходимо, впрочем, отличать Галена от галенизма, как Аристотеля от аристотелизма».

Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма»,2003 г., с. 350.