Основные работы в области методологии науки
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
Основные работы в области методологии науки
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
«Первой из эллинистических школ в хронологическом порядке была школа Эпикура, образованная в Афинах в конце VI века до н. э. Эпикур родился на Самосе в 341 году до н. э., практиковал в Колофоне, Митилене, Лампсаке.
Перевод школы из Афин был настоящим вызовом Академии и перипатетикам и означал начало духовной революции. Если Эпикур хотел сказать нечто, что заключало в себе будущее, то последователи Платона и Аристотеля - только прошедшее. Хотя прошедшее и было хронологически ближайшим, но новые события изменяли интеллектуальные горизонты.
Даже место, выбранное Эпикуром для своей школы, было выражением революционного духа его мысли: не форум как символ классической Греции, а постройка в саду, и даже огороде, в предместье Афин, вдали от шума городской жизни, в деревенской тиши, в обстановке, совершенно незнакомой классическому философу.
По имени этого сада (Kepos - по-гречески) стала называться школа, а последователи - философами «Сада». Богатейшее наследие Эпикура дошло до нас в виде «Писем», адресованных Геродоту, Питоклу, Менекею и др., в виде собрания «Максим» и различных фрагментов.
Воззвания, исходившие из «Сада», можно суммировать в нескольких положениях:
1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддаётся осмыслению;
2) в пространстве реального есть место для счастья;
3) счастье - это вытеснение страдания и беспокойства;
4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого;
5) для этого также излишни государства, институты, знатность, богатство и даже боги; человек автархичен.
Ясно, что в рамках такой миссии все люди выступали равными, ибо все одинаково жаждут духовного мира и покоя, все имеют на то право и, если хотят, вполне могут достичь его. «Сад» открыл двери всем: знатным и безродным, свободным и несвободным, мужчинам и женщинам и, ни больше ни меньше, гетерам в поисках искупления и освобождения.
Новизна, исходившая из «Сада», заключалась, следовательно, именно в его просветительском духе: в нём не было чистого интеллектуализма, он звал к жизни непривычной.
Как верно замечено современными исследователями, в Эпикуре было нечто от пророка или святого, но в светском духе.
«Сад» был центром обучения миссионеров, центром интенсивной пропаганды. Насколько широко распространилось это течение ещё при жизни основателя подтверждает ряд сохранившихся фрагментов. Нам известны письма «друзьям из Лампсака», «друзьям в Египте», «в Азии», «друзьям-философам из Митилены» и даже на Востоке. Эпикур напоминает нам предшественника святого Павла.
Ясно, что сходство здесь лишь по типу деятельности; ведь вера Эпикура отрицает любую форму трансценденции; она в корне земная, в модусе «физиса», естественного.
Метафизические выводы «второй навигации» Платона отвергнуты и забыты, как, впрочем, и аристотелевские завоевания.
Эпикур принимает ксенократовское деление философии на три части: логику, физику и этику.
Первая изучает каноны, согласно которым мы познаем истину, вторая - строение реальности, третья - цель человека, счастье и способы его достижения. Первая и вторая реализуются только в функции третьей.
Платон полагал, что чувство смущает душу и отсекает её от бытия. Эпикур переворачивает эту позицию, считая, что именно чувство схватывает бытие безошибочным образом. Чувства не ошибаются. Если бы чувство хоть раз обмануло, ссылается на Эпикура Цицерон, не было бы возможности верить ни одному из них.
В этом смысле ощущения суть посланники истины».
Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма», 2003 г., с. 250-252.