Основные работы в области методологии науки
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Список допущений в явном видеСписок допущений / парадигм в явном виде
X
Основные работы в области методологии науки
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Список допущений в явном видеСписок допущений / парадигм в явном виде
X
Философская распря относительно природы универсалий (общих, родовых понятий) прошла через всё средневековье, а по сути не прекратилась и сейчас. Формальный повод для неё дал комментатор III века Порфирий, который в Введении к Категориям Аристотеля сформулировал такие вопросы:
1) существуют ли роды и виды самостоятельно, или же они существуют только в мыслях;
2) если они существуют, то тела это или бестелесные вещи;
3) обладают ли они отдельным бытием или же существуют в чувственных предметах?
Трахтенберг О.В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., Госполитиздат, 1957 г., с. 26.
По характеру ответов на главный, первый вопрос Порфирия сформировались два философских течения: реалисты (от лат. universalia sunt res - универсалии суть вещи) и номиналисты (от лат. universalia sunt nomina - универсалии суть имена). Эти два основных течения, в свою очередь, имели ряд оттенков.
Ясно, что крайний реализм, признающий самостоятельное существование универсалий как идеальных сущностей, обладающих бытием независимо от чувственных предметов и раньше их, исходил из Платона. Его разновидностью явился умеренный реализм, для которого универсалии существуют вне нашего ума, но свойственны вещам как формы; представляется очевидным, что он опирался на учение Аристотеля.
Номинализм тоже имел корни в античности: ученик Сократа и основатель философской школы киников Антисфен (435-370) признавал существование только отдельных, единичных вещей. Он говорил: Я вижу человека, а не человечность; лошадь, а не лошадность. Платон язвительно отвечал на это: Естественно, ибо глаза, которыми ты видишь лошадь, ты имеешь, но то, посредством чего видима лошадность, у тебя отсутствует.
Нужно отметить, что этот платоновский аргумент и сейчас широко используется церковниками в споре с атеистами: легко утверждать, что неверующие просто лишены некоторого религиозного органа и в этом смысле неполноценны.
Поставленные Порфирием вопросы обсуждал в своих комментариях Боэций, который склонялся к тому, что универсалии существуют действительно вместе с чувственными вещами, мыслятся же отдельно от тел. Это - компромиссная позиция, близкая к номинализму. Напомним годы жизни Боэция: 480-524. Порфирий жил в III веке, а Боэций - это уже рубеж V-VI веков. Так медленно развивалась мысль в эту переходную эпоху.
В разгоравшейся в течение последующих столетий философской борьбе сначала брал верх реализм, выгодный церковникам, а затем стал набирать силу номинализм.
Рассуждения об универсалиях можно обнаружить даже в XVII веке - например, у Джона Локка. Но сейчас речь не идёт обо всей долгой истории этой борьбы. Сейчас для нас интересна фигура Порфирия - из сказанного видно, что поставленные им вопросы, с одной стороны, прямо основывались на античном материале, а с другой стороны, оказались адекватными средневековому мышлению, которое в эпоху Порфирия ещё даже не сформировалось.
Что же касается средневекового реализма и средневекового номинализма, то, как было уже сказано, и сейчас можно столкнуться с философскими декларациями, в точности соответствующими этим идеям (хотя авторы этих деклараций обычно не подозревают о средневековости своего мышления).
Кнорринг В.Г., История и методология науки и техники. Информационная сфера человеческой деятельности с древнейших времён до начала XVI века, СПб, Изд-во Политехнического университета, 2013 г., с. 211-213.