Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Создание социального движенияСоздание социального движения
X
Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Создание социального движенияСоздание социального движения
X
«В последние века до нашей эры Греция становится классической страной кружков, товариществ, братств, мелких замкнутых союзов, группировок частных лиц, уходящих в свою углубленную внутреннюю жизнь, сторонящихся войны, политики, Администрации, шумных общих собраний.
Когда начинают возникать эти кружки и товарищества? Мы вправе, может быть, сказать, что прообразом подобного дружеского кружка или братства, стоявшего вне политики, была группа друзей - учеников Сократа, собиравшаяся во время Пелопоннесской войны. В политическом процессе против Сократа ему ставили в вину развращение юношества и пренебрежение к богам, которых чтит весь город; этим обвинители хотели сказать, что философ отвлекает молодёжь от служения государству и вселяет презрение к охраняющим государство богам.
Противники Сократа, которые могли сослаться на измену Афинам как раз самых даровитых учёников Сократа - Алкивиада, Крития, Ксенофонта, были по-своему правы: они почуяли трещину в политическом здании, испугались аполитизма. Да, возникновение подобного содружества было наглядным доказательством того, что от служения государству начинают ускользать наиболее активные члены общества. Последующих за Сократом философов уже не преследовали, потому что к тому времени город-государство, греческий полис, совсем распался, потерял свой авторитет: школы Платона, Аристотеля, Зенона, Эпикура строились по типу содружеств, или братств, совершенно беспрепятственно.
Так же как учёные, преподаватели, риторы стали объединяться в содружества, или братства, представители других профессий - ремесленники, художники, музыканты, моряки, виноградари и т. д. Общая черта, свойственная им всем, - стремление уйти от политики, от гражданских тревог и столкновений, от партийных интриг, от соперничества честолюбий, отдаться заботам о взаимной помощи и умственному общению исключительно в своей дружеской, товарищеской профессиональной среде. […] Их было бесконечное множество, и мотивы для образования их были самые разнообразные. Были содружества торговцев. Особенно крупные соединения их имелись в больших торговых центрах - Афинах, Делосе, Родосе, Александрии; они были связаны между собой общими коммерческими операциями. Были союзы рудокопов, которых сближала их тяжёлая работа. Были союзы скульпторов и гончаров. Люди объединялись для общих праздничных развлечений в дни празднеств. Соединялись также в похоронные товарищества, для того чтобы обеспечить себе покойную могилу и этим самым приготовить себе лучшее место в будущей, загробной жизни. Такого рода союзы были особенно популярны среди бедноты, среди трудового люда, среди рабов.
Всем кружкам, содружествам, товариществам в той или иной мере присущ был религиозный элемент, и это вполне понятно: ведь если они отказались от подчинения и доверия к богам государственным, сочленам кружка или содружества необходимо было найти себе защиту в лице особого высшего покровителя, выбрать себе особо близкого гения-хранителя. Таковых они находили в божествах второстепенных и в героях, по мнению греков - «сверхчеловеках, обретших бессмертие».
Наибольшую популярность в кружковой жизни Греции приобрели Дионис, Гермес, Геракл, Орфей, Асклепий. Поначалу эти герои были покровителями определённых профессий: Дионис - виноградарей, Асклепий - врачей, Орфей - певцов и музыкантов, но с течением времени они получили более широкую популярность; в то же время первоначальному мифу, грубому и чувственному, стали придавать более возвышенное, морализирующее истолкование. Так, Дионис, растерзанный менадами и воскрешенный Зевсом, становится символическим образом страдальца, возрождающегося для новой блаженной жизни; Орфей, нисходивший в ад и очаровавший самого царя подземного мира, становится гением побеждающего смерть вдохновения, вырывающейся из мрака к свету бессмертной души; Гермес становится хранителем человеческого стада, спасителем заблудших овец. Пройдёт некоторое время - и статуя Гермеса, несущего на плечах ягненка, совершенно определенно станет прообразом Христа, доброго пастыря.
В закрытых собраниях, где сходились члены кружка, возносились молитвы к божественному патрону; особые дни посвящались памяти рождения и смерти своих драгоценных, нежно любимых покровителей. В полной таинственности ночной тишине разыгрывались драматические действия - мистерии, где изображалась судьба умирающего и возрождающегося гения-покровителя; верующие, участники таинства, считали себя таким способом приобщёнными к его живительной силе, приготовленными к воскресению, к будущей вечной жизни.
Появление кружков, мелких сектантских групп усиливается особенно тогда, когда политически ослабленная Греция делается добычей сначала Македонии, а потом Рима. Все эти условия создавали благоприятную почву для вторжения новой религии, которая в свою очередь способна была объединить раздробленность своей общей тенденцией. Как было почитателям Диониса, Гермеса, Орфея, Геракла устоять против соблазна поверить, что именно их любимый, драгоценный единственный гений-хранитель и есть вместе с тем спаситель мира!
Великое множество мелких ячеек, из которых потом составилась вселенская церковь, уже задолго до начала нашей эры существовало в политически обескровленном греческом мире. Принятие христианства было концом их раздробленности».
Виппер Р.Ю., Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и ранее христианство. Избранное сочинение в 2 томах, Том 2, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995 г., с. 209-211.