Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
Критика философииКритика философии
X
Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
Критика философииКритика философии
X
«На рубеже XIX-XX веков быстрыми темпами развивалась и биология: теория эволюции Ч. Дарвина (1859), возникли биохимия, микробиология, генетика, были открыты законы Г. Менделя (1900) (Точнее, к началу XX века они были переоткрыты - Прим. И.Л. Викентьева) и фотосинтез.
Открытия в области термодинамики, радиоактивности, квантовой теории (1900) и специальной (1905) и общей (1916) теории относительности поставили под вопрос традиционное мировоззрение, в частности тезис о бесконечной непрерывности всех природных процессов, подвергли радикальному пересмотру философские категории пространства, времени и причинности.
Профессиональные философы того времени не могли сказать учёным ничего интересного в плане интерпретации новейших научных достижений.
Поэтому те решили, что основная работа в плане анализа и переосмысления понятий должна быть проделана внутри самой науки, что способствовало выработке у учёных эмпирицистского, антиметафизического отношения.
В 1900 г. и в 1905 г. вышли в свет две книги Э. Маха, в которых он изложил свои философские идеи - «Анализ ощущений» и «Познание и заблуждение». Его теория эмпириокритицизма стала единственной научно-философской концепцией конца XIX - начала XX вв. и получила в той или иной мере признание практически всех физиков и естествоиспытателей.
Осенью 1911 г. состоялся первый Сольвеевский конгресс в Брюсселе, посвященный вопросам исследования атома. Здесь встретились такие известные физики, как Мария Кюри, Ланжевен, Пуанкаре, Перрен, Резерфорд, Лоренц, Камерлинг-Оннес, Нернст, Планк, Рубенс, Вилли Вин, Эмиль Варбург, Зоммерфельд и др. Вместе с Газенёрлем, который стал преемником Больцмана в Венском университете, Эйнштейн представлял теоретическую физику Австрии.
В это же время А. Эйнштейн встретился со столь уважаемым им Э. Махом. С 75-летним физиком-философом они обсуждали главным образом роль «экономии мышления» и вопрос о формировании понятий в физике: в этих пунктах Эйнштейн был не совсем согласен с Махом. Однако в целом он готов был поддержать маховский вариант научной философии и вместе с Махом и другими представителями эмпириокритицизма подписал воззвание, способствовавшее возникновению Общества позитивистской философии.
В числе учёных, подписавших это воззвание, были знаменитые гёттингенские математики Феликс Клейн, Давид Гильберт и венский психиатр Зигмунд Фрейд.
«Общество позитивистской философии» было создано в Берлине в 1912 г. Во главе его стоял Иозеф Петцольд (1862-1929). В 1914 г. по инициативе М. Планка Эйнштейн был приглашён для работы в Берлин, в Физический институт Общества кайзера Вильгельма по поощрению наук».
Назарова О.А., Научно-философская карта Европы конца XIX - начала XX века, в Сб.: Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное / Под ред. О.А. Назаровой, М., «Территория будущего», 2006 г., с. 15-16.