Официальная / бюрократическая организация творчества
Отдельные творческие решения в кино и на телевидении
Порча творческого коллективаПорча творческого коллектива
X
Официальная / бюрократическая организация творчества
Отдельные творческие решения в кино и на телевидении
Порча творческого коллективаПорча творческого коллектива
X
«Художественный театр погубила любовь «лучшего друга всех артистов». Сталин исправно посещал спектакли МХАТа, загадочным остается его пристрастие к булгаковской пьесе «Дни Турбиных», которую он смотрел около двадцати раз! Мхатовцы имели немыслимые по тем временам привилегии. Ещё в 30-е годы их отпускали на лечение и отдых за границу вместе с семьями, щедро оплачивая расходы. Звания, награды, премии сыпались на них как из рога изобилия (не важно, что время от времени кого-то сажали, в основном из администрации).
Хуже всего, что Художественный театр оказался вне критики на Олимпе, где все места были чётко распределены: Маяковский оставался лучшим поэтом эпохи, Горький - лучшим прозаиком, Мичурин - лучшим ботаником-селекционером, Лысенко - первым учёным и т.д. Метод МХАТа был признан лучшим и единственным, и все театры должны были неукоснительно следовать ему - по всей стране шли серые безликие спектакли.
Вместо мощного реалистического искусства Станиславского и Немировича-Данченко, за образец выдавались тусклые бесформенные натуралистические создания их эпигонов, людей средних способностей. Особенно усилилась общая «мхатизация всей страны» после окончания войны, в период с 1947-го по 1953 год. Тогда же «единственно верной» была признана и система Станиславского.
Однажды Станиславскому пришла на ум мысль, что его труд, посвящённый работе актёра, может попасть в руки бездарности, и он похолодел от этой мысли.
Увы, именно так и случилось. У системы появилась целая армия толкователей, учёных-схоластов, которые, вызубрив термины («сверхзадача», «сквозное действие», «манок» и т.д.), запугивали ими своих ничего не понимающих учеников. Заклинания именем Станиславского привели к тому, что молодые режиссёры стали шарахаться от его системы как чёрт от ладана, и понадобилось очень много времени, прежде чем у них появилась личная потребность самим, без посредников, вернуться к учению великого реформатора».
Родионова И.В., Олег Табаков. Парадокс об актёре, М., «Центрполиграф», 1999 г., с. 47-48.
К середине 80-х годов избалованная подачками труппа МХАТа разрослась до неуправляемых размеров и назрел конфликт, что привело к его разделу на два театра – под управлением О. Н. Ефремова и Т. В. Дорониной.