Теория элит
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Теория элит
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Петровские реформы и Питер как их символ и демоверсия востребовали и явили обществу целую плеяду ярких личностей разных сословий, раскрыли людям инициативным невиданные ранее в России возможности самореализации. Основание и развитие Санкт-Петербурга породило новый для России тип личности - первого российского интеллигента. В двух версиях: просвещённого аристократа-дворянина (декабристы, Пушкин) и бедного Евгения (простого маленького человека), нашедшего в себе силы для духовного протеста.
В дальнейшем евгении вытеснили аристократов. Следующий этап в развитии петербургской культуры неспроста получил название Петербурга Достоевского. Речь идёт о формировании типа разночинца-интеллигента. Но и в этом случае мы имеем раздвоение личности на нтеллигента-разночинца-революционера и интеллигента имперской культуры культур. Между ними шел интенсивный диалог, иногда - в сознании отдельных личностей. Достаточно в этой связи вспомнить ницшеанца М. Горького и А. Блока, призывавшего слушать музыку революции. Чем это закончилось - слишком хорошо известно.
Следующий этап привёл к формированию третьего типа питерского интеллигента - советского интеллигента в первом поколении - детей рабочих, крестьян, служащих, получивших более менее серьёзное образование. Крах старой питерской интеллигенции, сохранившейся от Серебряного века, ярко описан в творчестве К. Вагинова, М. Зощенко. Однако все эти на первых порах шариковы, а тем более - их дети, получая образование, были вынужденны как-то относиться к культурно-историческому наследию, столь обильно представленному в бывшей имперской столице. Именно в советское время сложился миф о Ленинграде и ленинградцах, как носителях и хранителях высокой культуры, противостоящей политико-идеологическом официозу, продолжилась биполярность питерской персонологии. С одной стороны - упомянутая ленинградская интеллигенция, а с другой - продолжатели линии Серебряного века, на какое-то время ушедшие в параллельную независимую культуру (И. Бродский, В. Кривулин, А. Битов, Н. Катерли).
К 300-летнему Юбилею города ситуация изменилась. Не исчерпана ли критическая масса культурного потенциала, необходимая для специфического персоногенеза в этом городе? Не растрачен ли тот уровень, на который этот потенциал был поднят в пушкинскую эпоху? Нельзя не обратить внимание на систематическое снижение культурной планки. Тенденция от петровской эпохи к раздвоению на Евгениев да акаиями акакиявичей с аристократией, крах последней и раздвоение образованного разночинства на революционеров-демократов и гиппиус-мережковских, крах последних и раздвоение петроградцев ленинградцев на зощенковских и вагиновских персонажей, продолжение полуподпольного существования последних на фоне формирования образованщины - слишком очевидна и убедительна. Крах и несостоятельность петербургского демократического движения, деградация административной элиты только подтверждают эту тенденцию.
Похоже петровский проект завершён. Амплитуда маятника, раскаченного Петром затухала и затухала. И теперь он встал. Город и голосует как вся Россия. Остров европейской культуры в архипелаге Россия размыт. Или поглощён заносами.
Тульчинский Г.Л., Истории по жизни: опыт персонологической систематизации, СПб, Алетейя, 2007 г., с. 282- 283.