Г.С. Альтшуллер, на основе изучения биографий творческих личностей, высказал гипотезу, что часто толчком к творчеству является Встреча с Чудом в детстве, а для взрослых людей – анти-чудо – трагедия. Более того, по его мысли: «Встрече с чудом предшествует что-то, дающее установку на повышенную реакцию на чудо, потом само чудо, часто неоднократно. Потом третьего вида действия, которые закрепляют чудо».
На пути развития творческой личности может встретиться Наставник. Если это происходит в детские годы, то оптимально, если он помогает сформировать неагрессивное, творческое восприятие жизни. Если это происходит в юности, то оптимально, если он поможет сформировать и высокие эталоны профессиональной деятельности... Характерно, что в автобиографиях множество состоявшихся творческих личностей с благодарностью вспоминало отдельных учителей, преподавателей университетов, и никогда – школу или университет в целом.
При получении растущей творческой личностью первых значимых результатов, выборе независимой цели, возможен и активный поиск своих Учителей, Наставников.
Г.С. Альтшуллер писал о Встрече с Чудом как о приобщении ребёнка к творчеству. Есть экспериментальные данные ряда педагогов и учёных, касающиеся детского возраста и не обязательно связанные с творчеством, но позволяющие уточнить физиологические и психологические механизмы «Встречи…».
К таким эффектам можно отнести:
Сензитивные периоды по Марии Монтессори.
Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому.
Импрессинг по В.П. Эфроимсону.
Замечу: Встреча с Чудом - не обязательный и далеко не единственный механизм приобщения ребёнка к творчеству – есть и другие. Часто это не одно событие, а их последовательность, система.
Все материалы о Встрече с Чудом.
Формирование двух и более моделей поведения.