Сензитивные (сенситивные) периоды у детей по Марии Монтессори

Сензитивные периоды - определённые периоды особой восприимчивости детей к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. Так, например, известно, что если ребёнок не освоил до 2,5-3 лет устную речь, то потом с этим будут большие трудности – см. госпитализм.

В область педагогики это понятие ввела Мария Монтессори. Процесс развития детской личности подразделяется ею на четыре стадии:

От рождения до 6 лет – раннее детство
От 6 до 12 лет – детство
От 12 до 18 лет – подростковый возраст
От 18 до 24 – зрелость.

Точный год первой публикации нам не известен, но сама Мария рассказывает о своём открытии так: в Голландии в 1917 году она познакомилась с биологом Хуго де Фризом и смогла сопоставить свои наблюдения за детьми с его данными, в частности, с таким примером: бабочка откладывает яйца преимущественно у основания листа, чтобы уберечь их от повреждений. Когда из яичек появляется гусеница, то в первые дни жизни она способна питаться не любыми, а лишь самыми нежными листочками, находящимися на кончике ветки. Чтобы молодая гусеница могла найти эти листочки, природа наделила её повышенной чувствительностью к свету…

 

Современные физиологи объясняют наличие сензитивных периодов различными стадиями формирования центральной нервной системы.


Синдром Маугли.