Уровни доступности понимания картин по С.Н. Ивашеву-Мусатову

Художник Сергей Николаевич Ивашев-Мусатов [1900–1992] предложил классификацию уровней понимания живописи.

«В любом виде искусства существуют различные уровни доступности. И если О. Мандельштам требовал от своих читателей (например, в «Соломинке») не только молниеносной ассоциации с множеством других литературных произведений, но и догадливости, принадлежности к кругу избранных знатоков, то он совершенно напрасно надеялся на всеобщее признание и понимание.

Несравненно более доступный Маяковский был готов к провалу («А не буду понят, что ж, по стране родной пройду стороной, как проходит косой дождь»). Рембрандт прошёл долгий путь от нарядных портретов Саскии до передачи нежной души Хен-дрикье Стоффельс, мученицы, публично отлученной от причастия.

В живописи можно выделить (С.Н. Мусатов, личное сообщение) пять уровней понимания.

Первый - это И. Репин («Крестный ход»). Достаточно глядеть, чтобы всё увидеть.

Следующий уровень - В. Серов (портрет Ермоловой, портрет Шаляпина, «Девочка с персиками»). Нужно смотреть, думать и очаровываться.

Третий уровень - В. Суриков («Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»). Нужно глядеть, видеть, мыслить, ассоциировать, вскрывать контрасты идей и чувств.

Четвёртый уровень - Врубель («Демон», «Царевна Лебедь»). Мало глядеть и мыслить, надо фантазировать.

Пятый - высший этап, иконопись - видение вплоть до понимания, скорее чувствования мировой гармонии среди окружающих ужасов».

Эфроимсон В.П., Генетика этики и эстетики, М., «Тайдекс Ко», 2004 г., с. 128.