Абсолютный тупик и экзистенциальная философия Кьеркегора в изложении Льва Шестова

«Если бы нужно было в нескольких словах формулировать самую заветную и последнюю мысль Киргегарда (авторское написание фамилии Кьеркегора  – Прим. И.Л. Викентьева), пришлось бы сказать: самое большое несчастье человека - это безусловное доверие к разуму и разумному мышлению.

Во всех своих произведениях, на тысячи ладов он повторяет: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления и найти в себе смелость искать истину в Абсурде и Парадоксе.

Там, где по свидетельству нашего разума, кончаются все возможности, там, где, по нашему пониманию, мы упираемся в стену абсолютно невозможного, там, где со всей очевидностью выясняется, что нет никакого исхода, что все и навсегда кончено, что человеку нечего уже делать и остается только глядеть в лицо открывшихся ему ужасов и холодеть, там, где люди прекращают и должны прекратить всякие попытки борьбы, там, по мнению Киргегарда, только начинается истинная и подлинная, великая и последняя борьба, - и в этом задача философии. […]

Киргегард преклонялся пред Сократом. «Вне христианства, - писал он в последние годы своей жизни, в дневнике, - Сократ единственный в своём роде».

Но, что может сказать нам, что может сказать самому себе мудрейший из людей пред лицом непреодолимого, пред лицом преданных на вечное осуждение людей? Он научил думать Платона и всех нас, что разум может выручить человека из всякой беды и что ненависть к разуму есть величайшее несчастье.

Но пред непреодолимым - разум бессилен и, не желая признаваться в своем бессилии, он придумал этику, присвоившую себе право и власть предавать людей на вечную гибель.

Оттого-то и Паскаль говорил о нашем бессильном разуме и жалкой справедливости. Это и толкнуло его на столь всех ошеломившее и потрясающее решение -  […] отречься от разума и всего того, к чему разум, возомнивший себя высшим жизненным началом, приводит человека».

Шестов Лев, Гегель или Иов. По поводу экзистенциальной философии Киргегарда / Избранное в 2-х томах, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 155-156.

 

Постановка экзистенциальной проблемы «В чём смысл жизни?» 

Эндшпиль творческой личности