Развитие внутреннего мира и свободы личности гения по В.В. Бадраку

«Главная составляющая в появлении на свет гениальных идей - способность независимого мышления. […] Леонардо да Винчи и Фрейд смеялись над символами и моралью, откровенно называя слабых наставников ослами, Ницше причислял преклонение перед придуманной людьми моралью к порокам. Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн и Отто фон Бисмарк были плохими учениками и не признавали титулованных профессоров. Ценя собственную внутреннюю свободу превыше всего, они не позволяли себе подпадать под чары обаяния других. Сосредотачиваясь на собственных мыслях, они шли к формированию для себя таких высоких целей, которые казались бы фантастикой для людей, подверженных влиянию других. Большинство творцов любили уединяться для создания новых визуальных моделей жизни или вынашивания неординарных  действий. Бисмарк, будучи «железным канцлером», позволял себе остановиться и исчезнуть на некоторое время с политической арены. Чтобы появиться, имея в руках новый сокрушительный для противников козырь.

Уединение творцов почти неразрывно связано с созданием ими собственных символов. Каждый из них всегда неизменно стремился к созданию отдельного микромира, связанного с внешним лишь в той части, которая востребована самим творцом.  Создавая свой внутренний неприкасаемый и исключительно обособленный мир - мир одинокого героя, - они стремились расширить круг своей внутренней свободы.

Той свободы, что служит вещим энергетическим полем, подпитывающим сильные умы для генерирования новых, ещё более совершенных идей. Джек Лондон строил Дом Волка, призванный закрепить его внутреннюю творческую свободу. Карл Юнг создал «Турм» -  великолепное и отчужденное строение, которое он использовал для усиления мистической власти своей идеи и одновременно для получения большей свободы действий. Брюс Ли после достижения славы отгородился от мира высоким забором, чтобы иметь возможность раскрепощённо думать. Отто фон Бисмарк периодически ощущал неистребимое стремление уединиться в своем имении для пополнения истощенных политикой сил. Лев Толстой создал символ русской творческой свободы, найдя её в затворнической жизни в деревне. Другой русский титан - Николай Рерих - нашёл творческое умиротворение в далёкой Индии, в Гималайских горах. Сальвадор Дали сотворил неприкасаемый яркий мир экзальтированного живописца, несущий в себе символ протеста и высшей свободы - умиротворенности разума, Эрих Фромм стал автором совершенно нового  явления - создания в Мексике социально значимого коллективного оазиса, противопоставляемого суете американского бизнеса и эфемерных достижений политики. Этот список бесконечен и поучителен подсознательным стремлением человека к единству сознания и физической жизни.

Конечно, свобода каждого человека не может достичь абсолюта, Ницше, отвергающий социальное начало в пользу полной свободы, поплатился мрачным отвержением обществом и совершенным фатальным одиночеством. Нельзя освободиться от цепей общества полностью, и уж тем более это сложно тем, кто рассчитывает на признание своих талантов. Но свобода гениев часто заключалась в искусстве манипулирования сознанием. Занимая более низкую ступеньку на социальной лестнице, чем их монархи и работодатели, творцы стремились заключать с сильными мира сего своеобразные сделки «на равных». А многих спасало и понимание тиранов сохранить для творца возможность хотя бы иллюзии внутренней свободы. То, без чего он не может более существовать. Наиболее преуспел в этом Леонардо, который балансировал между тиранами, между тем покоряя их своими многочисленными талантами и сохраняя таким образом творческую свободу. Менее это удавалось Микеланджело, которому приходилось испытать всю горечь и боль низвержения перед своим хозяином». 

Бадрак В.В., Стратегии гениальных мужчин, Харьков, «Фолио», 2007 г., с. 467-469.